О том, чем Минск похож на Нью-Йорк, трудно ли быть голосом Синеокой и как люди могут помочь бездомным животным, поговорили с заслуженной артисткой Беларуси Алёной Ланской
О Минске
— Помню тот момент, когда влюбилась в Минск. Это случилось 13 лет назад, я еще жила в Могилеве, — вспоминает Алёна. — Да, это моя малая родина, где выступала на всех концертных площадках, во всех залах, но в один момент захотелось большего. И вот первый приезд в белорусскую столицу… Я тут же влюбилась в нее. Спустя столько лет люблю возвращаться с гастролей домой, ехать по ночному Минску.
Когда-то давно была в Нью-Йорке и восхищалась небоскребами, а сейчас похожую картину можно увидеть в той же Каменной Горке: высотки, жизнь кипит, город строится. Безумно приятно, что мы идем в ногу со временем, не замыкаемся в себе.
— Для творчества Минск удобен?
— Конечно, здесь много мест для вдохновения, восполнения внутренней энергии. После крупных мероприятий стараюсь выехать на Минское море или в лес в черте города, подзарядиться силой природы. А еще люблю ходить за продуктами на рынок, где наблюдаю за жизнью горожан. Впечатляюсь.
— Какие любимые места в столице назовете?
— Очень нравится Зыбицкая, где днем можно выпить кофе или вкусно пообедать, а вечером встретиться с друзьями. Здорово, что там есть возможность послушать хороших уличных музыкантов. Недавно побывала на реконструированной Комсомольской. Классно, что появилось так много современных торговых центров. Не надо ездить за границу, чтобы купить вещи любимых брендов.
— Что чувствуете, когда представляете столицу за рубежом?
— Очень люблю путешествовать, особенно по работе (улыбается). Поэтому вдвойне приятно вспоминать гастроли в Грузии, посвященные Дням Минска в Тбилиси. Благодаря таким событиям мы можем показать миру, что белорусская культура развивается, не стоит на месте и у нас тоже есть отличные артисты.
— Представлять Беларусь на сцене — миссия не из легких. Но насколько это трудно?
— Это бесконечная работа над собой. Когда в 26 лет взяла Гран-при «Славянского базара» и получила звание «Заслуженная артистка Республики Беларусь», пришлось очень быстро повзрослеть. Первое время стеснялась, а еще не ожидала, что многие коллеги перестанут здороваться. Но взяла себя в руки, приняла звание как аванс. Вскоре появилась возможность поехать на «Евровидение». А ведь до этого 6 лет пробовалась на «Славянский базар» и 3 года на «Евровидение».
— Многих удивил ваш откровенный клип с участием Глеба Матвейчука «Если бы не ты».
— Никогда не исполняю то, что мне не нравится. Такие попытки были, но трудно петь о том, во что не веришь. Что касается нового клипа, то это как раз моя вторая сторона как певицы. Ведь порой хочется петь о любви к своей земле, как в песне «Маленькая родина», а иногда давать перчику для молодежи, как в песне «Если бы не ты».
— Наблюдать за современной белорусской эстрадой вам все еще интересно?
— Все мы взрослеем, у отечественных артистов разные этапы в карьере. Взлететь легко, а продержаться очень сложно. За период жизни продюсерского центра «Спамаш» многие окрылялись, поднимались и… уходили. К популярности нужно относиться очень осторожно и помнить: падать больно. Но если удастся после этого встать, то можно зажечь еще ярче.
Что касается всей музыкальной индустрии, есть такие коллективы, которые заслужили право быть уважаемыми на протяжение всей жизни. А современная культура меняется постоянно, нужно подстраиваться, искать новые ходы и, конечно, экспериментировать.
О животных
— С интересом прочитал, как вы помогаете бездомным животным. Откуда такое желание?
— С 2 лет тащила домой животных, за что постоянно получала от родителей. Хотя мама была за меня, тоже любила котов и собак. Однажды пошли с ней на рынок и купили котенка. Кошка Муся прожила почти 16 лет, стала членом семьи. Думаю, животное для человека не просто домашний питомец. Они меняют нас, делают более чувствительными.
— Кто сегодня живет у вас дома?
— Две кошки — мама и дочка. Причем одна прекрасно понимает, что она голубых кровей (порода скоттиш-фолд. — Прим. авт.), а вторая с удовольствием ест мух на подоконнике (смеется). По возможности помогаю бездомным кошкам, ищу для них приют.
— Вы вполне могли бы успешно влиться в борьбу по защите животных, например поучаствовать в разработке закона о жестком обращении с ними. Готовы?
— Проблема есть, и о ней стоит говорить. У людей, поднявших руку на животных, нет разума. Все маньяки начинали с животных, просто раньше нам об этом не рассказывали. Нужно изучить опыт других стран, понять, как лечить наше общество. Думаю, вполне могла бы появиться какая-то гуманная служба по контролю за животными, их численностью в городе и, что очень важно, на селе. Сегодня я готова помогать не только на словах, но и делом. Как сама, так и в составе инициативной группы.