Факты. Анализ. Комментарии

Задачи на развитие

экономика, бизнес, рост

Осенняя сессия белорусского парламента и наиболее значимые законопроекты, которые готовятся обсудить депутаты, производство белорусских легковых автомобилей и показатели развития столичной промышленности — в центре нашего внимания

Владимир Андрейченко, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

Владимир Андрейченко— Улучшение условий ведения бизнеса — объемная, кропотливая и комплексная работа, затрагивающая широкий спектр законов. Большинство документов, над которыми сейчас работают постоянные комиссии (а их сегодня более 40), так или иначе нацелены на решение поставленной Президентом задачи по достижению в следующей пятилетке ВВП в 100 млрд долларов. На реализацию декретов будет направлено принятие депутатских законодательных инициатив по вопросам инвестиций и приватизации. Эти проекты ориентированы на обеспечение гарантий права собственности, защиту от неправомерного вмешательства в деятельность инвесторов. Впервые закрепляется принцип необратимости приватизации. Упрощению условий осуществления транспортной деятельности и грузоперевозок будет способствовать внесение коррективов в законы «О транспортно-экспедиционной деятельности», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». В контексте решения задач по цифровизации экономики депутаты планируют внести изменения в закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». В ближайшие месяцы в Палату представителей поступят еще несколько законопроектов по вопросам хозяйственных обществ, естественных монополий, государственной инновационной политики и инновационной деятельности, платежных услуг. Продолжится работа и по декриминализации деяний, связанных с нарушениями субъектами хозяйствования законодательства при осуществлении экономической деятельности. Наконец, на осенней сессии традиционно рассматривается пакет бюджетных законопроектов, к которым в нынешнем году будут предъявляться особые требования. Прямо или косвенно все планируемые решения станут работать на повышение ВВП. Однако не будем забывать, что очень многое здесь зависит от расторопности местных властей, предприимчивости производителей, их напористости и способности адаптироваться к постоянно изменяющейся ситуации на внешнем и внутреннем рынках. Поэтому депутаты значительное внимание уделяют изучению практики применения законов, проводят парламентские слушания, круглые столы, выездные заседания комиссий, поддерживают диалог с представителями деловых кругов. Все это также оказывает определенное влияние на изменение бизнес-климата в стране.

Полным ходом идет подготовка к парламентским слушаниям по инвестиционной тематике. Тут как раз нам серьезно помогают и наши законодательные наработки, и анализ ситуации на местах. Во время обсуждения поправок в закон «Об инвестициях» мы получили множество предложений, касающихся целого комплекса правовых и организационных вопросов в этой сфере. Чтобы более объективно представить общую картину, депутаты внимательно изучали опыт реализации таких крупных инвестиционных проектов, как Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», Парк высоких технологий, ЗАО «Штадлер Минск». Результаты проведенной работы и легли в копилку тем, которые нам предстоит обсудить с представителями бизнеса, иностранных инвесторов, юридических компаний, республиканских и местных органов управления и самоуправления. В настоящее время при активном участии Министерства экономики верстается программа слушаний, и мы рассчитываем, что сможем их провести уже в ноябре нынешнего года.

В части совершенствования налоговой политики самое главное — создать прозрачную и дружественную для всех систему, в которой налоговые службы не будут видеть в плательщике потенциального нарушителя, а плательщик — врага в лице инспектора. Налоговый кодекс должен быть понятным, стабильным и сбалансированным документом. Среди новаций, которые внесли в кодекс парламентарии, можно назвать, например, отмену права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога на земельные участки, занятые такими объектами. Кроме того, депутаты выступили за упразднение двухпроцентной ставки налога на недвижимость в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства. Еще одно новшество состоит в том, что для индивидуальных предпринимателей будет предусмотрена индексация критериев выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения (на параметр инфляции). В проекте учтен ряд депутатских инициатив по совершенствованию применения налоговых льгот, разработана методика оценки их эффективности, которая также будет закреплена в кодексе.

Благодаря Декрету № 1 «О содействии занятости населения» у нас создана довольно стройная система взаимодействия местных администраций, органов занятости, МВД, социальных служб, системы образования. Всего в Беларуси действуют уже около 150 комиссий по содействию занятости. Активное участие в их деятельности принимают и депутаты. Работа идет планомерно, в ней стало меньше формализма, а изучение проблемных жизненных ситуаций, в которых оказываются люди, позволяет разрабатывать гибкие сценарии их разрешения. И результаты не заставили себя ждать. Многие граждане уже воспользовались возможностью устроиться на работу, пройти переподготовку, открыть или вывести из тени свой бизнес. Только за первое полугодие за помощью в трудоустройстве в комиссии обратились около 4 тысяч человек. И это, согласитесь, довольно позитивный сигнал. Какие шаги еще нужно предпринимать в данном направлении? Считаю, что необходимо последовательно решать все поставленные Главой государства задачи по либерализации экономической деятельности, развитию малого и среднего бизнеса, раскрепощению деловой инициативы и совершенствованию трудовых отношений. На предстоящей сессии, к примеру, планируется внесение ряда поправок в Трудовой кодекс. Основная цель такой работы — укрепление прав трудящихся и повышение их мобильности. Часть новаций законопроекта касается труда дистанционных работников. С учетом развития цифровых технологий таких специалистов у нас будет становиться все больше. Поэтому уже сегодня необходимо серьезно задуматься об урегулировании общественных отношений в этой перспективной для Беларуси сфере экономики.

Геннадий Свидерский, и. о. генерального директора СЗАО «БЕЛДЖИ»:

Геннадий Свидерский— С начала года мы произвели 5 тысяч автомобилей, из которых 3 тысячи проданы в России и 1,8 тысячи — в Беларуси. С позиции продаж на данном этапе надо наращивать производство, потому что спрос превышает имеющиеся производственные возможности. В настоящее время за одну смену (8-часовой рабочий день) выпускаем 50 машин, или 1 тысячу в месяц. До конца года планируем выйти на серийное производство 1,4 тысячи машин в месяц, для чего необходимо выпускать 70 авто в смену. Уже набрали дополнительное количество работников, обучаем их на современном оборудовании для производства высококачественной продукции. И это важнее, чем стремление к большим объемам производства. Тем не менее уже сейчас на «БЕЛДЖИ» каждые 10 минут выпускают новый автомобиль.

Мы вышли на уровень 50 % локализации, и это благодаря тому, что рядом с «БЕЛДЖИ» появились новые заводы — по производству силовых агрегатов, радиаторов, сидений. «Белшина» поставляет шины. Аккумуляторы белорусского и российского производства. Из Китая получаем половину комплектующих, в том числе металлические заготовки, из которых затем свариваем кузова. Прорабатывается вопрос локализации других компонентов. Конвейер настроен таким образом, что на одной и той же линии мы можем партиями выпускать все три модели.

Мы нацелены на продажу автомобилей в странах Восточной Европы, ЕАЭС. Необходимо найти там свою нишу, дистрибьютеров. Сейчас начинаем маркетинговую работу, уже проведены переговоры с Молдовой, Казахстаном. Это довольно сложная задача. Так или иначе основные продажи будут по-прежнему приходиться на российский и внутренний рынки. Думаю, к 2020 году треть выпускаемых автомобилей сможем выводить и на рынки других соседних стран — Украины, Литвы, Латвии. Товар хороший. В настоящее время в Минске работают два официальных дилерских центра и по одному в каждой области. Планируем до конца этого года открыть еще один дилерский центр в столице.

завод БЕЛДЖИИз 1 тысячи работников на «БЕЛДЖИ» 22 специалиста китайской компании Geely, и это руководящее звено. У них есть необходимый опыт в легковом автомобилестроении. К слову, одна их наибольших сложностей в организации производственного процесса была связана с различиями в культурах двух стран. Китайские менеджеры, возможно, рассчитывали немного на другие исполнительские функции. Так, на китайских предприятиях работникам положено 10 дней отпуска в году и не более 5 дней оплачиваемого больничного. Пенсии по старости в этой стране просто нет. Если сменное задание не выполнено, то с конвейера никто не уйдет. У нас в стране уровень социальной защищенности граждан намного выше.

Важно понимать, что нам нужно наращивать объемы производства, чтобы завод мог заработать прибыль. А она будет расти только при высоком покупательском спросе, поэтому качество ставим на первое место, оно должно быть мирового уровня.

Цифра

В январе — августе 2018 года объем промышленного производства города Минска составил в сопоставимых ценах 106,4 % к соответствующему уровню 2017-го.

Наибольший прирост наблюдался в производстве транспортных средств и оборудования (на 10,7 %); основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов (на 10,1 %); машин и оборудования, не включенных в другие группировки (на 8,6 %); продуктов питания, напитков и табачных изделий (на 8,2 %).