Гордость столицы - династии

Из класса в класс

учитель Ирина Гаврилова

Общий педагогический стаж семьи молодого учителя Ирины Гавриловой — около 300 лет

— Наверное, даже больше, — размышляет Ирина Николаевна, преподаватель начальных классов в ГУО «Учебно-педагогический комп­лекс детский сад — начальная школа № 31». — Порой кажется, что если бы существовала возможность собрать всех педагогов нашей семьи, то можно было бы открыть семейную школу, все предметы в которой преподавали бы мои родственники. А 300 лет — это годы работы тех, о ком я написала, когда участвовала в конкурсе «Педагогический старт», моих самых близких людей. Но рассказать обо всех очень сложно — получится целая книга.

Ирина Гаврилова уверена: появлению педагогической династии способствовал прадедушка Иван Минович Храменков. Несмотря на то что сам не был учителем и окончил всего два класса церковно-приходской школы, он, по меркам начала ХХ века, считался человеком образованным. Много читал, интересовался событиями в стране и мире и, главное, всегда поддерживал стремление своих детей учиться. Наверное, благодаря этому учителями стали три его дочери, в том числе Надежда — бабушка Ирины Николаевны. Свою судьбу — Федора Константиновича Коваленко — Надежда Ивановна встретила тоже в школе, где они вместе работали. Глядя на них, профессию педагога выбрали их дочь Галина Федоровна, а затем и внучка.

галина гаврилова, учитель
Мама Галина Федоровна Гаврилова с воспитанниками в годы работы в Центре технического творчества, начало 2000-х

— Хотя должна признаться: в педагогику я пришла не сразу, — говорит Ирина. — Окончила минский медколледж и два года отработала в 1-й городской больнице фельдшером-лаборантом. Коллектив был хороший, ко мне прекрасно относились, но трудилась и понимала: я не на своем месте, это не мое. Когда второй год моей медицинской деятельности подходил к концу, решила, что надо учиться дальше, получать другую профессию. Тогда фактически с нуля, ведь после окончания школы прошло 5 лет, вспомнила математику, правила русского языка и поступила в педагогический университет на факультет начального образования.

династия учителей
Надежда Ивановна и Федор Константинович Коваленко, 1960-е

Родственники отговаривали девушку. «Быть учителем трудно… Ты не понимаешь, куда идешь… С детьми работать нелегко…» Все это довелось услышать от людей, искренне желающих ей добра. Но Ирина была уверена, что гораздо труднее станет, если она не уйдет из медицины.

— Я изменила свою жизнь и пока ни минуты не пожалела, мне нравится моя работа, — говорит она. — Почему выбрала именно начальные классы? Никогда над этим не задумывалась. Может, потому что мама долго трудилась в детском саду. После школы я прибегала к ней, общалась с детьми. И когда поступала в педуниверситет, не было ни тени сомнения — я знала, что хочу заниматься с малышами.

Конечно, первые шаги в новой профессии дались молодому учителю нелегко.

— До сих пор помню, как дрожали колени, когда вела первое родительское собрание, — вспоминает Ирина Николаевна. — Не спала ночь до собрания и после. Понимала, что на встречу придут взрослые, которые чего-то хотят от меня, вчерашней выпускницы университета. А я не знала, смогу ли ответить на их вопросы, и очень боялась. Но меня приняли доброжелательно. Родителям все было интересно, они предлагали помощь — украсить класс к Новому году, вместе со мной сопровождать детей в театр или кино.

Еще одной, не самой приятной неожиданностью оказались рабочие субботы. Но перестроилась быстро.

В семье Ирина не единственный педагог начальной школы. С первоклассниками работали три дочери Ивана Храменкова, в том числе бабушка Ирины Надежда Ивановна. Да, она тоже неоднозначно отнеслась к решению внучки уйти из медицины, но приняла его, поговорив с девушкой по душам. И сегодня молодой педагог при необходимости обращается за советом и поддержкой к опытному учителю.

Именно от бабушки Ирина узнала много интересного о профессии педагога. Когда изучала в университете тему «Малокомплектные начальные школы», не могла даже представить, как трудно в таких преподавать. И только рассказ родного человека позволил живо представить весь объем работы. Ведь детей учат читать, писать и считать, занимаясь одновременно с несколькими классами. Поэтому важно распределить время урока так, чтобы каждый ребенок ежеминутно был занят делом.

А еще бабушка научила воспринимать каждого школьника как индивидуальность.

— Например, гиперактивные дети — это не всегда плохо, — делится наблюдениями Ирина Николаевна. — За стенами школы такому ребенку будет легче, чем усидчивому, привыкшему поступать как надо, в соответствии с требованиями взрослых. Гиперактивные ребята ищут свой путь. Просто педагогу надо находить формы работы с теми, чья энергия бьет ключом. Я приглашаю их заниматься за специальной высокой партой-конторкой либо вызываю к доске, чтобы они прошлись туда-обратно и отдохнули от постоянного сидения. Применяла игру — перед уроками прятала в классе листочки с заданиями, а во время занятий мы их искали. Да, в классе было шумно, но сколько это вызывало радости — найти спрятанное письмо и выполнить по нему задания! Прием нехитрый, но моим школьникам он нравился, и сегодня, уже будучи четвероклассниками, они вспоминают эти моменты. С детьми вообще очень интересно — они открытые и непосредственные, без взрослой зажатости, способны со свойственной их возрасту наивностью рассказать то, что думают. Современные школьники развитые, они приходят в класс, чтобы посоветоваться с учителем, рассказать, какие книги читают, поделиться мыслями и выводами из прочитанного. С ними интересно поговорить.

— А будете ли вы отговаривать своих детей идти по вашим стопам?

— Каждый человек имеет право самостоятельно найти свое место в жизни. А учитель — это не работа, а призвание. Человеку, который пришел в школу, чтобы быть только «урокодавателем», здесь делать нечего. Нужно любить нашу профессию, любить детей и ежедневно приходить на уроки с удовольствием, оставив дома личные проблемы.