Московский район

Засучив рукава

школьники, трудовое обучение

Забить гвоздь, пришить пуговицу, пожарить яичницу: как современные школьники приобретают необходимые в жизни навыки

В средней школе № 26 пять лет назад открыли ресурсный центр по трудовому обучению. Инициатор и руководитель Валентина Шарапова. Педагог 37 лет работает со школьниками. Написала учебник по своему предмету для 5-х классов, который выдержал три переиздания. Валентина Евстафьевна представила в нем уникальную методику преподавания труда у детей. Ее опыт заимствуют учителя со всей республики.

Ресурсный центр состоит из нескольких мастерских. В них проходят занятия по кулинарному мастерству, шитью, столярному и слесарному делу. Первое впечатление от центра — словно попали в небольшой детский технопарк, где даже самый маленький школяр может прокачать свои способности и научиться делать что-нибудь своими руками.

Валентина Евстафьевна считает, что трудовое обучение — основа жизни для ребенка. Поэтому такой дисциплине в школе надо уделять особое внимание. Теперь у 6-7-х классов уроков труда два раза в неделю, а не один.

— Еще бы с пятиклассниками чаще встречаться, — рассуждает Валентина Шарапова. — У них пока один урок.

школьники, трудовое обучениеВ ресурсный центр также приезжают дети со всего города готовиться к олимпиаде по трудовому обучению. Здесь организуют сборы талантливых ребят перед ответственным испытанием, на каникулах открывается профильный лагерь. Валентина Евстафьевна говорит, что в последние годы статус олимпиады по трудовому обучению повышается. Дети, победившие на республиканском этапе, могут поступать в вузы на определенные специальности без прохождения ЦТ. Существенный бонус, не правда ли? Но большого наплыва желающих нет. А все потому, что эта олимпиада считается одной из самых сложных. Участники испытания должны не только владеть теорией, но и проявить себя на практике.

— Очень непросто выполнять работу в присутствии жюри — чужих людей. На практический тур отводятся 4 часа. За это время девочкам необходимо показать навыки в вышивке, вязании, шитье… Готовое изделие должно быть выполнено безукоризненно. Проверяют каждый стежок, — отмечает руководитель центра.

Недостаточно одного умения, нужно быть мастером на все руки, тогда есть шанс на победу.

Заходим в швейную мастерскую. Идут занятия у пятиклассниц. У каждой рукодельницы свое рабочее место. Тема урока — вышивка.

— Наша задача — развить мелкую моторику. Если работает рука, работает и голова, — комментирует педагог.

Саша Ходан из 5 «Д» вышивает льняную салфетку:

— Сейчас делаю продержку.

Толстой иголкой она протягивает разноцветные нити в ткани. Таким способом украшали полотняные изделия наши бабушки.

За урок девочка успевает декорировать одну салфетку. Дома продолжит работу. Рукоделие ей нравится.

— Мне кажется, умение вышивать в жизни понадобится. Вдруг никакой другой работы не будет. Можно делать красивые вещи, — высказывает свое мнение пятиклассница.

школьники, трудовое обучениеВ мастерской есть современные многофункциональные швейные машинки, а также для вязания и оверлок.

В соседней мастерской идут занятия по кулинарии. На предыдущем уроке здесь пекли вкусненькое — в кабинете все еще витает сливочно-ванильный аромат.

Сейчас девочки будут изучать особенности приготовления блюд из яиц. Но для начала нужно определить их свежесть.

— Есть несколько способов, — рассказывает юным поварам учитель обслуживающего труда Инна Авласенко. — Один из них с помощью овоскопа. Этот прибор определяет качество яиц методом просвечивания. Но в быту используют другие способы.

Пятиклассница Саша проводит для нас мастер-класс. Уверенно берет яйцо и вот-вот стукнет по нему ребром вилки. Но каждый раз останавливается. Подружки подбадривают:

— Бей!

Саша зажмуривается и ударяет вилкой по яйцу.

— Ой! — открывает глаза девочка.

Яичная масса с ладошки плавно перетекает в блюдечко. Оценить свежесть яйца по такому расплывшемуся пятну не получится.

— Сделаем омлет! — находит выход учитель.

Конечно, в идеале эксперимент должен протекать по другому сценарию. Разбитое яйцо следует аккуратно выплеснуть на блюдечко, сохранив целостность желтка. Если он окажется в центре тарелки, продукт свежий. Такому яйцу не более 7 дней. Можно готовить глазунью. Если желток в белковой массе причаливает к бортику посуды, яйцо подойдет для хорошо пропеченного омлета.

В ближайших планах ресурсного центра — кардинальное обновление кулинарной мастерской. Закупят новое оборудование, появится современная студия.

школьники, трудовое обучениеДля мальчиков слесарная и столярная мастерские

В ресурсном центре открылась школа юных мастеров. Здесь ребята с 1-го класса занимаются на современном столярном оборудовании! Например, в мастерской есть дорогостоящие электрические лобзики. Работать с ними легко и просто, при этом безопасно. Дети в восторге от результата труда — приносят домой деревянные сувениры. На кружок записываются даже девочки.