В агентстве «Минск-Новости» состоялась беседа с представителями бизнес-сообщества столицы. Речь шла о развитии предпринимательства в сфере высоких технологий, льготах для предпринимателей, налогах и инвестициях
О господдержке предпринимательства в сфере высоких технологий
Николай Ладутько, председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», директор ООО «Мотовелозавод»:
— Предприниматели понимают: государство создало преференции для развития информационных технологий, так как хочет получить максимальную отдачу. Но если бы в планах развития Парка высоких технологий (ПВТ) был заложен темп роста не в 2,5 раза, а в 3-4 раза, стало бы понятно, что эти условия могут дать более мощный экономический рывок, чем в любом другом бизнесе, который развивается без льготных условий.
Андрей Бирюков, вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»:
— Порой из уст специалистов IT-сферы можно услышать: нам нужны не заводы, а 2,5 млн программистов. Тогда все будет хорошо, потому что не надо будет инвестировать большие средства в организацию производств и развитие инженерной школы. На самом же деле у нас не хватает программистов, которые создавали бы программы управления промышленными роботами. Считаю необходимым создавать особые условия для развития инновационных направлений по всей стране. ПВТ и индустриальный парк «Великий камень» послужат образцом. Важно не потерять время. Мы должны понимать: мир сегодня меняется глобальным образом, особенно в области технологий.
Владимир Давидович, директор ООО «Минский городской технопарк»:
— Государство правильно поступает, когда дает зеленый свет в первую очередь тем проектам, которые быстро окупаются. Ведь речь идет о будущем страны.
Налоги и финансирование
Ладутько:
— Завершается комплексная корректировка Налогового кодекса Республики Беларусь. Значительного снижения в сфере налогообложения не предполагается, но определенные выплаты разрешат проводить не сразу, а постепенно. В Министерстве финансов и Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь не верят, что снижение налоговой нагрузки повлечет за собой рост деловой активности.
Бирюков:
— Потому что пока не созданы условия. Банки, как ни печально, не спешат финансировать новые проекты. Логика такова: старым заводам деньги не выделяют — там проблемы с управлением, продуктом и технологиями. Разве что государство возьмет на себя ответственность, даст гарантию — тогда банки выделят средства. Начинающему бизнесу они не дают денег, потому что как такового предприятия еще нет, команда может оказаться непрофессиональной или продукт не найдет своего рынка сбыта.
Рынок ценных бумаг и инвестиции
Александр Малашко, директор ЗАО «Управляющая компания «ПроСТО»:
— У населения достаточное количество средств, и оно готово их вкладывать. Но у нас нет соответствующих инструментов, фондового рынка.
Ладутько:
— Дискуссии об этом идут постоянно. Но проблема в том, что во всех начинаниях, которые предлагают — венчурные фонды, фонд интеллектуальной собственности, — нужен опыт. За рубежом они имеют столетнюю историю. У нас надо создавать с нуля, и отсутствует право на ошибку. А в чем смысл таких фондов? Допустим, из 5 проектов отдачу даст только один, но он окупит затраты всех остальных и еще принесет прибыль.
Малашко:
— К тому же у нас нет инвестиционной культуры, да и деньги многие не умеют считать. Не нужны большие познания, чтобы предвидеть окупаемость проекта. Многие опасаются заняться даже небольшим бизнесом, думают, что потребуются большие вложения. Но это не так. Например, чтобы шить одежду, для начала достаточно одной швейной машинки.
Бирюков:
— На самом деле нужны простые решения и инструменты. В стране очень много талантливых людей. Но они часто не могут внедрить свои разработки, так как нет опытно-внедренческих институтов. Поэтому промышленные предприятия не могут купить эти разработки на начальной стадии, условно говоря, лабораторной. Что происходит сегодня? Ученые заканчивают свою работу либо в лаборатории, либо публикацией в специализированном издании. Результат замирает на уровне академии наук или отдельных творческих коллективов. В итоге мы покупаем готовую технологию за рубежом.
В споре рождается истина
Участники дискуссии обсуждали и проект «Зеленая экономика», который подразумевает использование альтернативных источников эенергии.
Никита Вельмаскин, индивидуальный предприниматель в IT-сфере:
— В стране есть территории, отчужденные и неиспользуемые после чернобыльской аварии. Почему бы не размещать там ветрогенераторы и солнечные батареи, а полученную энергию продавать, например, в страны Европы? На этом можно было бы строить малый бизнес.
Бирюков:
— Зеленая энергетика в 4-5 раз дороже тепловой. В Минэнерго говорят, что они не могут покупать 1 кВт·час по 20 евроцентов, потому что продают его по 11. Даже при цене 20 евроцентов окупаемость таких альтернативных источников получения электрооэнергии — 5-20 лет. Энергия атомной станции гораздо дешевле.