Музыка

Обратиться в слух

дирижер Аркадий Берин

Два совершенно разных концерта в Минске в ближайшее время будет дирижировать маэстро Аркадий Берин. Мы побывали на одной из репетиций и поговорили со знаменитым дирижером

— Аркадий Иосифович, сейчас  была репетиция для кого?

— В декабре в Минск приезжает всемирно известный композитор и исполнитель на струнных инструментах Горан Брегович из Сербии. Он привозит свой коллектив музыкантов, который называет свадебно-похоронным. Они поднимают залы по всему миру, поэтому даже не знаю, что будет на их концерте у нас (смеется). Для наших ушей и восприятия это необычная программа, поэтому мне даже пришлось провести репетицию с Государственным академическим симфоническим оркестром на день раньше. Прошлись по материалу солирующих скрипок.

— Оркестр уже подстроили под себя?

— Музыканты меня понимают с полуслова. Очень доволен репетициями. Мы сделали основу, хотя оркестр сейчас сильно загружен. Знаете, я много где работал, везде трудятся профессио­налы, но когда прихожу сюда, то вижу родные лица, готовые играть искренне и с полной отдачей. Это здорово.

— В эти выходные в белорусской столице пройдет концерт Хосе Каррераса, который также будет выступать под ваш аккомпанемент.

— Это для меня самый важный концерт, потому что последний раз мы с Хосе выступали вместе, по-моему, в Иерусалиме почти 10 лет назад. Знаю, что он в хорошей форме. Всегда приятно выступать с мировыми звездами.

— А после концертов вы с ними поете?

— К сожалению, у них, как и у меня, все расписано, поэтому редко получается спеть дуэтом (смеется).

— Впереди два совершенно разных концерта. Как оркестр переносит такие музыкальные скачки?

— Насколько я знаю, у коллектива много работы в филармонии. Даже в день концерта Горана Бреговича у них утром… Чайковский. Так что мне будет непросто, но я надеюсь зарядить музыкантов своими идеями.

— Как отзываются о Минске артисты, которые к нам приезжают?

— Например, Александр Градский был в восторге. Максим Дунаевский на своем юбилейном концерте прямо со сцены говорил, что потрясен Минском. Отзывы только положительные. И я всегда рад возвращаться сюда.

— А мир еще готов слушать оркестры без приглашенных артис­тов?

— Конечно, люди идут на Анну Нетребко, Мишу Майского… Денис Мацуев собирает полные залы. Но по всему миру играют массу программ без солистов. Все зависит от конкретной идеи организаторов. В Германии, например, приходят на вечернюю программу в филармонии в смокингах и берут с собой… партитуры. Таких зрителей не провести, они следят за каж­дым музыкальным шагом дирижера.

— В одном интервью вы сказали, что и у минчан высокий музыкальный вкус.

— Надеюсь, к его формированию приложил усилия и я. Все-таки работаю с 1970-х (смеется). Хочется, чтобы именно молодежь уделяла больше внимания живым концертам, выступ­лениям оркестров. В минувшем году на 950-летие Минска мы играли в парке Победы, где собрались тысячи слушателей всех поколений. Уверен, что любовь к классике будет только расти.