Ну и «ню»
В голом теле нужно видеть не эротику, а искусство. Так считает классик мировой фотографии латвийский мастер Гунарс Бинде. Его выставка «Ретроспектива» открыта в Художественной галерее Михаила Савицкого.
Стены украсили десятки черно-белых фото. Портреты, с которых герои смотрят в самую душу зрителя, натюрморты почти акварельной прозрачности, пейзажи, на которых бушует стихия. Но главный акцент — на снимках, где человек гармонично, как самый важный кусочек мозаики, сливается с окружающим пейзажем. Психологическая фотография, отмечает сам Гунарс Бинде.
Одна из них принесла Гунарсу мировую известность и славу еще в 1966-м, когда фотопортрет советского режиссера Эдуарда Смильгиса получил золотую награду на выставке в Аргентине.
Проникновенный идеально выверенный кадр показывает зрителю всю боль, разочарование и обреченность человека, которого уволили с работы. А ей он посвятил всю жизнь…
Однако сам Гунарс своим золотым кадром считает фото «Сидящая у кресла», на котором изображена обнаженная девушка. Именно этот снимок включен в английскую энциклопедию фотографии.
— Я всегда видел не нагое тело и эротику, а произведение искусства, — комментирует убеленный сединами фотограф (Гунару уже 85 лет. — Прим. авт.). — Если в голове будут пошлости, то все модели разбегутся.
Гунарс Бинде всегда знает, что именно хочет сфотографировать, какую эмоцию передать. Один из его первых снимков называется «Психологический портрет». Меланхолия, грусть — фото пронизано тоской. На переднем плане женщина — первая жена автора.
Еще один снимок, особенно дорогой латвийскому фотографу, — «Сострадание». На нем девчушка, прижимающая к себе старую потрепанную куклу. Это старшая дочь Гунарса, Ева, которая нашла игрушку в ворохе списанного театрального реквизита. Взгляды, жесты передают зрителю невероятную, порой ошеломляющую гамму чувств. Переживания и надежды незнакомых людей ощущаешь, как свои собственные.