В учительской

История с продолжением

Владимир Хартанович

Ученики средней школы № 32 каждое лето отправляются на археологические раскопки. Как попасть в такую экспедицию, и какие находки юные историки привозят

Учитель истории средней школы № 32 Владимир Хартанович — педагог, искренне и горячо влюбленный в свое дело, сохранивший завидный энтузиазм и увлеченность предметом. Попасть в класс к такому поистине большая удача для ученика, и вот почему. Последние 10 лет Владимир Владимирович каждое лето организует для учащихся выездные лагеря в места археологических экспедиций. Ребята имеют возможность не только отдохнуть на природе в походных условиях, но и поучаствовать в раскопках.

— Минувшим летом были 3  смены по 9 дней каждая. Первую провели на территории Мирского замка, остальные — в деревне Березовец Кореличского района Гродненской области. Там на протяжении 6 лет ведут раскопки городища, на территории которого ранее находился замок, принадлежавший известному в XV-XVI веках роду Кмиты. Исследования позволили установить: сохранился на городище культурный слой толщиной более 2,5 м. Данные напластования датируются XVI — началом XVII века, — рассказывает Владимир Хартанович.

Минские школьники трудились бок о бок с отрядом ученых из Гродненского государственного историко-археологического музея под руководством ведущего научного сотрудника этого учреждения Натальи Почобут. Они ведут раскопки в этих местах с 2013-го. В следующем году учитель истории планирует продолжить работать там вместе с учащимися. Раскопками заинтересовался и Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, где разработали специальную двухгодичную программу.

— Какова судьба обнаруженных в ваших экспедициях находок? — интересуемся мы.

— Все они поступают для дальнейшего исследования в лаборатории Института истории НАН Беларуси, затем их отправляют в фонды музеев, — говорит Владимир Хартанович. — Часть экспонатов передали в нашу школу, где появилась собственная экспозиция ископаемых находок. Это великолепный наглядный материал, который я использую на своих уроках для изучения истории Древнего мира. Согласитесь: одно дело увидеть скребок, которым пользовался первобытный человек, на картинке в учебнике, и совсем другое — посмотреть на него во­очию и даже подержать в руках.

Большинство школ города могут лишь позавидовать коллекции музея СШ № 32. Здесь представлены древние костяные иголки, каменные ножи и скребки, наконечники стрел, осколки глиняных и стеклянных изделий.

В 2018 году Владимир Хартанович получил Почетную грамоту комитета по образованию Мингорисполкома за личный вклад в организацию летней оздоровительной кампании.

Впервые идея отправиться с учащимися в археологическую экспедицию посетила Владимира Хартановича 10 лет назад, когда он трудился в столичной СШ № 22. Именно в этом учебном заведении учитель организовал первые отряды юных археологов. Изыскания педагог и школьники сначала вели под Логойском, затем на улице Кирилла и Мефодия в столице. Позднее Владимир Хартанович перешел в школу-новостройку № 32 и начал организовывать летние выездные лагеря уже на новом месте работы.

— Как правило, ребята, которые съездили в такой лагерь хотя бы раз, просят записать их на следующий год, — отмечает собеседник.

средняя школа 32, музейПопасть в число счастливчиков непросто: в группу набирают не более 10-12 человек в возрасте 14-16 лет.

— Многие педагоги в своей практике не раз сталкивались с учениками, которые не ограничиваются изучением содержания только школьного учебника. Они читают энциклопедии, изучают словари, штудируют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы. Задача учителя — вывести таких ребят на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть способности. Большое внимание нужно уделять организации исследовательской работы старшеклассников. Занимаясь ею, ученик на собственном опыте убеждается: знания, полученные в школе, имеют реальную ценность, — считает Владимир Хартанович.

Владимир Хартанович: «Большое внимание нужно уделять в школах организации исследовательской и поисковой работы старшеклассников. Занимаясь ею, ученики на собственном опыте убеждаются, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность».

Наставник убежден: археологические раскопки способствуют развитию исследовательских навыков учащихся, формируют интерес к отечественной истории и культуре, уважительное отношение к материальным и нравственным ценностям прошлого. Дети ощущают сопричастность с происходящими в стране и мире событиями.

— Прошлое не исчезает бесследно. Оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Раскопки помогают устанавливать связь времен и поколений, — говорит Владимир Хартанович.

Так, участие в археологических экспедициях предрешило выбор будущей профессии для 11-классника Владислава Соловьева: в следующем году юноша намерен поступать на исторический факультет БГУ.

— Интерес к истории проявлял всегда, а съездив на раскопки, не на шутку увлекся археологией, до этого считал ее скучной, — признается Владислав. — Мне посчастливилось найти редкую монету. Безусловно, впечатление произвели походно-полевые условия, в которых мы жили. Для меня, выросшего в комфортной городской среде, это было в новинку.

Вместе с другим участником раскопок Глебом Михелем Владислав написал исследовательскую работу «Замок Березовец Кореличского района Гродненской области как историко-культурное наследие Нижнего Понеманья». В прошлом году ребята заняли 2-е место на городской научно-практической конференции.

— Съездить в экспедицию на Гродненщину было интересно вдвойне. Я родом из Новогрудского района, к тому же территория Нижнего Понеманья была предметом моего изучения, когда я работал в Институте истории НАН Беларуси, — раскрывает секрет учитель истории.

— Почему перестали заниматься наукой, предпочли преподавание в школе?

— Шел непростой 1992 год. На стыке эпох многое изменилось. Финансирование археологических исследований резко сократилось, уйти в педагогику означало иметь стабильный заработок. К тому же я из педагогической семьи: мать и дедушка работали учителями.

Владимир Владимирович с грустью отмечает: с современными родителями порой сложнее ладить, чем с детьми:

— У многих пап и мам есть нехорошая привычка приходить к педагогу и выяснять, почему он поставил их чаду такую низкую, как они считают, отметку. Ведь раньше (в советское время) родители прислушивались к учителям, могли даже пожурить ребенка при педагоге. Не стоит недооценивать и детей, думая, что они этого не замечают.