Посольский двор

В цвете Бордо

Андрей Шевченко

Как привлекать в нашу страну иностранных бизнесменов, чем хорош Минск зимой и почему нам следует развивать экотуризм? Об этом и не только — в беседе с Почетным консулом Республики Беларусь во Французской Республике (г. Бордо) Андреем Шевченко

— С какой миссией вы вернулись в Беларусь? Слышала, что планируется экспорт в Бордо нашей минеральной воды и стеклянных изделий.

— Белорусские продукты во всем мире ассоциируются с качеством. Французские партнеры заинтересовались минеральной водой, которую у нас выпускают в красивой стеклянной бутылочке. Такие выставляют на приемах высоких гостей. Нужно донести до потенциальных покупателей, что белорусский товар, который знают как хороший, но недорогой, вполне может быть элитным и стоить как австрийский.

Со стеклом и с хрусталем сложнее. Три образца пробных бокалов от крупного белорусского стеклозавода пока не устраивают французскую сторону, но я верю, что этот проект реализуется, ведь в планах и производство бутылок для коньяка. В белорусской продукции заинтересованы, дело тормозит лишь тот факт, что отечественный производитель не всегда готов менять привычные стандарты, экспериментировать, вводить новшества и подстраиваться под гибкий европейский рынок.

— Чем еще наша страна может привлечь бизнесменов из Франции? Кому интересно вкладывать у нас деньги?

— Предприниматели из Франции уже работают с Беларусью в сфере гостиничного бизнеса, производстве продуктов питания и автомобилестроении. Многие из них стремятся открыть у нас свое производство. Это удобно, учитывая, что наша республика входит в Таможенный союз ЕАЭС — прямой выход на рынок стран постсоветского пространства. А еще французы ценят ручной труд, то, что сделано не на станке, а с авторским подходом.

— Намечаются ли договоренности в сфере спорта?

— Обсуждается вопрос о приезде белорусских тренеров по фигурному катанию в Бордо, чтобы тренировать французских детей. Ребята очень способные, но квалифицированных специалистов, которые могут их обучать, там не хватает. А у нас с этим все в порядке.

— Развивается ли межрегиональное сотрудничество?

— Конечно, но французы сразу требуют конкретики, выхода на совместное производство, торговлю, обмен опытом. Вот по­дружились, предположим, города Лимож и Гродно, стали побратимами, и нужно не просто табличку об этом событии повесить, а продумать, чем экономически один регион может быть полезен другому. Посуду из Лиможа продавать в Гродно? Допустим. Тогда необходимо договориться о цене, которая будет приемлемой для белорусского покупателя.

— Консульство ведь не основная работа, скорее, благотворительная деятельность. Но времени занимает уйму.

— Я горжусь тем, что могу представлять за рубежом интересы своей страны, рассказывать о ее потенциале. Это большая честь для меня. Тем более моя работа тоже связана с Бордо, виноторговой компанией. Мне хочется, чтобы Беларусь более широко была представлена на мировой финансовой арене, а иностранцы знали о нас и стремились к нам. Я рассказываю французам о доброте наших людей, красоте наших женщин, уверенности в завтрашнем дне и безопасности денежных вложений.

— А чем привлекает Беларусь обычных туристов?

— Она может заинтересовать тех, кто дорогим отелям предпочитает экотуризм, он сейчас очень популярен. Одни Браславские озера чего стоят! Радует, что в Беларуси действует безвизовый режим. Ситуацию улучшат, на мой взгляд, и более частые распродажи авиабилетов. В Беларуси можно развивать и гольф-туризм, это привлечет в страну состоятельных людей. Да и наши история, замки, церкви, усадьбы могут привлечь иностранцев.

— Как вам праздничный зимний Минск?

— Я приехал сюда, чтобы повидаться с родными, сам из Борисова. Приятно вернуться на родину, увидеть настоящий снег. Во Франции в приоритете Рождество. Поэтому там 1 января — день для вечеринки. Нет такой теплой семейной атмосферы, как у нас.

Минск меняется, но не радикально, а тонко. Понравилось вечером на ярмарке в Верхнем городе, на улице Зыбицкой. В ­1990-х о такой красоте и подумать не могли. Атмосфера абсолютно европейская.

— Вы более 20 лет живете в Бордо. Сложно было привыкнуть к другому менталитету?

— Поначалу, конечно, было непривычно. Во Франции, например, едят по расписанию, а не когда придется. Утром легкий завтрак, обед с 12:00 до 14:00 и ужин в 19:00. Благодаря французам я стал более пунктуальным, для них договоренность — это железно. Никаких «как пойдет» или «на месте разберемся». Меня удивляет, когда бизнесмены не держат слово и несколько раз меняют решение. Чтобы такого не было, французы привыкли все просчитывать заранее и только потом действовать. С одной стороны, это замедляет процесс, с другой — позволяет избежать рисков. Единственное, чего я до сих пор не могу понять во Франции, так это неограниченную свободу слова. Явление хорошее, но во всем нужна мера, не всех устраивают частые протесты.

— Минск и Бордо — города из разных вселенных?

— Нет, при множестве различий атмосфера похожая. И там, и там чувствую себя в безопасности в отличие от крупных мегаполисов. Могу спокойно отпустить на вечернюю прогулку жену с ребенком. В городе нет районов, где была бы развита преступность. В Бордо хотели бы перебраться многие французы: 40 км до океана, Пиренейские горы, 3  часа пути по трассе до Средиземного моря и примерно 2 часа до Испании. А еще Бордо — основной винодельческий регион в мире, где около 5 тысяч производителей этого напитка.

— Могут ли белорусы перенять технологию приготовления тамошних вин?

— Технологию могут, но есть ли в этом смысл? Ни одно вино нельзя повторить, 90 % успеха — климат и почва. Это целая магия.