Мы вместе

Близкий Восток

Гейф Наджар

Почему турист из Иордании Гейф Наджар каждую зиму приезжает в белорусскую столицу и что хранит у себя дома в память о советском Минске

— Каким ветром вас занесло в Минск?

— Знакомство с этим удивительным городом началось еще в 1974 году. Отец всю жизнь занимался строительным бизнесом, я постоянно был с ним и хотел пойти по его стопам. Он в то время дружил с послом СССР в Иордании. Они решили, что мне нужно учиться в Советском Союзе, потому что в Америку, где учились мои сестры и братья, я категорически отказывался ехать.

В то время все иностранцы, желающие получать образование в СССР, должны были прибыть сначала в Москву и пройти месяц карантина. Затем их направляли в учебное заведение выбранного профиля. Так как хотел заниматься строительством, меня отправили в Минский архитектурно-строительный техникум (ныне Минский государственный архитектурно-строительный колледж), где осваивал специальность «Промышленное и гражданское строительство». Отучившись 4 года, уехал на родину. С тех пор до 2011 года сюда не приезжал.

— Комфортно чувствовали себя в Беларуси или было сложно вдали от дома?

— Назвать жизнь в Минске сложной не могу. Учиться нравилось. Русский язык давался легко. До сих пор у меня хранятся конспекты. Группа была дружной. Жил, как и все, в общежитии. В свободное от учебы время гулял по городу, гонял в футбол с ребятами. Занимался борьбой, играл в бас­кетбол и волейбол. Компанией собирались чаще всего в ресторане гостиницы «Юбилейная». Дома бывал на каникулах.

Понимал, что приехал сюда учиться, и психологически был настроен на это, тем более с 1-го класса на протяжении 7 лет жил и учился в частной британской школе-интернате в Иерусалиме. Хорошо помню царившие там порядки. Приведу несколько примеров. Так, после уроков мы немного гуляли, а потом чистили обувь. Все учителя наблюдали за тем, как мы это делаем. До сих пор не разрешаю никому трогать свою обувь: начищаю ее сам, хотя дома 2 служанки. Это для меня кайф. Или когда мы собирались в столовой, за каждым столом сидели 8 человек. Пока у всех не были полные тарелки, есть никто не начинал. Преподаватели работали толковые, но строгие. За провинности могли дать слегка по лбу.

Ко мне в Минске очень хорошо относились. В СССР к гражданам других стран многие испытывали пиетет. Когда хотел купить билеты в кино, пропускали вперед. Сейчас иностранцы в Минске на каждом шагу и такого уже нет.

Гейф Наджар— Почему, уехав в 1978-м, вы вернулись только в 2011-м?

— Из-за баскетбола. Когда вернулся в Иорданию, то помимо работы в строительном бизнесе продолжил играть в баскетбол. Через несколько лет начал работать тренером, долгое время тренировал команду в высшей лиге страны. В 2011 году мне позвонил в то время генеральный секретарь Белорусской федерации баскетбола Игорь Селюн и предложил сотрудничество. Рассказал, что запланирован турнир в Могилеве, и пригласил сборную Иордании поучаствовать. Мы согласились. Через месяц встретились в Украине, где провели еще одну игру. Затем белорусская команда приехала в Иорданию на международный турнир.

Каждый год стал бывать в Беларуси, потом несколько раз в году и уже не только по делам.

Два месяца назад договорились, чтобы сборная Иордании снова приехала в Минск сыграть с белорусами. Но нашим игрокам не успели оформить визы. Жаль, что среди стран, для которых Беларусь ввела безвизовый режим, нет Иордании: сделать белорусскую визу для нас очень проблематично. Нужно получить приглашение из Беларуси, затем подождать 2 недели. И не факт, что визу откроют, могут отказать.

— У вас в Иордании свой строительный бизнес. В каком направлении логичнее развивать взаимодействие с нашей страной в этой сфере?

— Когда учился в Беларуси, бывал у одногруппников на их малой родине, в деревнях. Мне запомнились красивые деревянные дома, в которых жили люди. В Иордании у многих дачи. Поду­мал: а почему бы не строить у нас в стране дома из дерева? Изучил белорусский рынок, нашел интересные варианты. Связался с компанией, чтобы узнать цену таких домов под ключ. Сказали, сообщат. Прошло время — тишина. Тогда решил сам их строить, а брусья закупать в Беларуси. Нарисовал проект дома и снова позвонил им, чтобы узнать, сколько будет стоить вагон бруса. До сих пор не знаю. Придется закупать в другой стране. Вот, кажется, взаимовыгодное и перспективное сотрудничество: наслышан, что во Франции есть целая улица белорусских домов. Почему бы не создать такую же в Иордании? Я столкнулся с тем, что партнерам с вашей стороны это неинтересно. Почему? (пожимает плечами).

— Когда приезжаете в Минск, где бываете?

— Люблю цирк, кино и Большой театр. Смотрел «Кармен», «Дон Кихота», «Лебединое озеро». Всегда в курсе репертуара театра. В «Минск-Арену» хожу на хоккейные матчи и болею за белорусов, а также на игры своей любимой команды по баскетболу «Цмокi-Мiнск». Хоть и езжу часто на такси, но всегда покупаю проездной на автобус. Люблю смотреть в окно на жизнь белорусской столицы, природу, красивейшие фасады зданий. Приятно, что многое сохранилось с того времени, когда я здесь учился, а где-то стало лучше.

Уже в четвертый раз приезжаю на Новый год в Минск и посещаю бал в Большом. Обычно привожу костюм с собой, но в этот раз купил здесь белорусский. Очень хорошего качества, увезу с собой.

— Захаживаете в белорусские рестораны и кафе?

— Конечно. Есть в Минске ресторан, где все сделано в национальном стиле, и главное — вкусные белорусские блюда. Одно из моих любимых — картофельное пюре с мясом на чугунной сковороде.

Недавно отдыхал в фешенебельном ресторане в центре Минска. Увы, суп пришлось ждать почти 1,5 часа. Хорошо, что в компании были очаровательные дамы и за разговором время пролетело незаметно. Заведение уютное, красивое, вежливый персонал. На вопрос, почему так долго готовят несложное блюдо, ответили: «Много людей, не успеваем». С таким впервые столкнулся.

Очень люблю готовить. Когда приезжаю в Минск, всегда готовлю нашу национальную еду, например мансаф — рис с мясом, и приглашаю гостей. Едят это блюдо всей компанией из больших блюд руками. Всегда привожу приправы из Иордании. Обязательно, если иду в ресторан, беру маленькую баночку с собой: люблю острую еду. На это Рождество открыл для себя новое блюдо — утку с яблоками и кислой капустой. Очень вкусно. Еще по­нравился салат оливье.

— Не боитесь приезжать к нам зимой? В Иордании круг­лый год тепло, чего не скажешь о Беларуси.

— Вы удивитесь, но и у нас каждый год выпадает снег, причем больше, чем в Минске, но только дня на три. Из-за того что у нас нет снегоуборочных машин, жизнь города останавливается. Магазины, банки, больницы, школы — всё закрывают. Жители закупают необходимую еду на 3 дня. У нас не продают перчатки: нет необходимости. Но как только выпадает снег, жалеем, что их нет.

Когда приезжаю зимой в Беларусь, то беру с собой теплые вещи и обязательно лисью шапку: она у меня уже 50 лет. Купил в Минске, когда был студентом. Я часто привозил из Иордании вещи, потому что здесь таких не было. Как-то привез свое пальто, которое мне было уже не нужно, и одному парню оно понравилось. Я посмотрел на него: на голове красивая лисья шапка. Сказал: «Хочу за него твою шапку». Он попросил еще 50 долларов. Я отдал ему все. Это было намного выгоднее, чем покупать такую же новую.