К чему приводит беспечность пассажиров, и чем заканчиваются развлечения зацеперов. Об особенностях работы транспортной милиции рассказал начальник Минского отдела внутренних дел на транспорте полковник Николай Руцкий
— Николай Васильевич, где несут службу сотрудники Минского ОВДТ?
— Помимо ж/д вокзалов в Минске, Слуцке, Борисове и Молодечно, а также прилегающих к ним зданий энергетического, локомотивного, путевого и грузового хозяйства, перегонов и так далее обслуживаем 4 железнодорожных направления: осиповичское, оршанское, молодечненское и барановичское.
— Год только начался. Есть ли примеры выявления и раскрытия преступлений?
— Безусловно. Сотрудники Минского ОВДТ задержали мошенницу, заказывавшую через Интернет из России без предоплаты недешевые товары, однако рассчитываться за них она не собиралась. На ее счету много таких эпизодов.
Как-то пассажир забыл на столике в кафе мобильник. Когда спохватился, телефона уже не было. Коллеги весьма оперативно изобличили гражданина Грузии, присвоившего чужое имущество.
Недавно отличился патрульный милиционер Олег Леглик. Пассажиры в здании вокзала ожидали поезда: они приехали в столицу навестить сына, который служит в армии. Познакомились с мужчиной, сидевшим неподалеку. Выпили, тот начал приставать к женщине. Супруг вступился за жену — завязалась нешуточная драка. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы вовремя не подоспел старший прапорщик Леглик, который задержал ранее судимого хулигана.
— А как складывалась ситуация в прошлом году?
— Если сравнивать с 2017-м, то в минувшем году наблюдалось снижение показателей по особо тяжким и тяжким преступлениям — с 5 до 2 и с 28 до 12 соответственно. Сократилось количество совершенных злодеяний в состоянии алкогольного опьянения на вокзале станции Минск-Пассажирский с 43 до 38 и ранее судимыми лицами с 45 до 37.
В 2018-м стали чаще сопровождать поезда, что сыграло положительную роль. На молодечненском направлении цифры уменьшились с 22 до 19, на осиповичском — с 17 до 13. На прежнем уровне осталось число преступлений, совершенных в составах барановичского направления, — 15.
В прошлом году не допущено нарушений ПДД на переездах. Удалось значительно снизить количество случаев травматизма на железной дороге с 11 до 5. Один из последних печальных примеров зафиксирован в Колодищах. В отстойнике стоял состав, а неподалеку играли в футбол. Случайно мяч забросили на вагон, и один из парней полез за ним. Но не учел, что рядом электропровода с высоким напряжением. Его ударило током. К счастью, молодой человек выжил, но очень сильно обгорел. Радует, что среди травмированных в 2018-м не было несовершеннолетних.
Хлопоты милиции доставляют и зацеперы. Недавно случилось ЧП на станции Степянка: два студента в поисках острых ощущений ухватились за вагон товарного состава. Один не удержался и попал под поезд. Юноша остался инвалидом.
— Кражи по-прежнему самое распространенное преступление?
— Да. В 2017-м их было 114, в прошлом году — 110. Половина раскрыта. Считаю, это весьма неплохой показатель, ведь зачастую мы даже не знаем место совершения преступления. Бывает, пассажир сел в поезд в Бресте, уснул, а в Минске обнаружил: его обворовали. Случается и такое: гражданин заявляет, что у него в зале ожидания украли кошелек. По видеокамерам сотрудники прослеживают маршрут передвижения человека и устанавливают: портмоне он не терял, а забыл на барной стойке в кафетерии.
— Каковы сегодня приоритетные направления деятельности вашего подразделения?
— Прежде всего профилактика. Она действительно помогает снизить количество преступлений и правонарушений. Наша задача — донести до граждан, что они сами должны следить за своим имуществом и личной безопасностью. Мы также будем это контролировать. Нередко правоохранители будят пассажиров, которые в ожидании поезда уснули и не следят за вещами. Реакция разная: одни благодарят, другие, наоборот, высказывают недовольство. Но ведь преступление проще предупредить.
По долгу службы часто бываю на вокзале станции Минск-Пассажирский, в том числе в ночное время: отслеживаю оперативную обстановку, смотрю, как несут службу милицейские наряды. Недавно на цокольном этаже заметил, как женщина, оставив у стены большой чемодан, отошла ознакомиться с ассортиментом торговых точек. Согласитесь, своей беспечностью она сама провоцировала злоумышленника. Я стал рядом с чемоданом, потом отодвинул его на несколько метров. У хозяйки ручной клади никакой реакции. Минут через десять она вернулась и удивленно на меня посмотрела, мол, кто такой — я тогда был в гражданской одежде. Показал удостоверение и сказал, что все это время охранял ее имущество. Женщина поблагодарила и пообещала впредь быть более бдительной.
— Вы были в командировке в Китае, где знакомились с работой транспортной полиции. Каковы впечатления?
— В Китае жесточайшие меры безопасности. На вокзал можно пройти лишь после предъявления билета и карточки, удостоверяющей личность. По сетчатке глаза и отпечаткам пальцев о человеке могут узнать всю подноготную. Поразило, что вся железная дорога огорожена забором. Это минимизирует травматизм.
Здания вокзалов, которые в разы больше нашего, стражи порядка патрулируют не только пешком, но и на электрокарах. Причем оружия при них нет: из спецсредств защиты — телескопическая дубинка, газовый баллончик, электрошокер и наручники. В полиции служат много женщин.
Если у нас милицейские наряды сопровождают поезда по мере необходимости, то в Китае это делают в обязательном порядке. Причем полиции подчиняется весь обслуживающий персонал — от проводника до машиниста. Все вагоны без исключения оборудованы системой видеонаблюдения с выводом изображения на центральный пульт. К слову, по всему Китаю установлены более 2,5 млрд видеокамер.
— Скоро Минск примет II Европейские игры. Многие гости приедут в столицу на железнодорожном транспорте. Первое, что они увидят, — вокзал. Не секрет, что это излюбленное место бомжей.
— Однажды в зале ожидания задержал пожилую женщину без определенного места жительства. Та была возмущена: за 9 лет вольной жизни вокзал стал для нее едва ли не родным домом. Поэтому наша первоочередная задача — создать там некомфортные условия для таких граждан.
В Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства они идти не хотят, ведь там требуют придерживаться определенных правил, в том числе отказаться от спиртного. А что они делают на вокзале? Спят, греются, побираются. Сердобольные пассажиры угощают, дают мелочь. Вот они и обосновались там.
У меня есть специальная папка, где собраны дела этого контингента. Годы рождения — 1983, 1988, 1992… Большинство из них неоднократно судимы, их привлекали к ответственности по различным статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Многие приехали из других регионов. Мы не должны оставлять все как есть, закрывать глаза на эту проблему, ведь вокзал — ворота нашего города.
Обеспечивать правопорядок сотрудникам транспортной милиции помогают военнослужащие в/ч 5448 и бойцы ОМОН ГУВД Мингорисполкома.