На все четыре стороны

Из жизни денег

«Поле чудес» в Ждановичах

Покупатели на рынке подержанных вещей высокомерны, как греческие боги. Внешняя гордыня объясняется просто. Продавцы с их разложенным на картонках товаром ютятся под ногами, и взирать на них приходится сверху вниз. Правда, тут же следует расплата: за понравившейся вещью необходимо нагибаться, то есть кланяться, глядя продавцу уже в подбородок. Социальный статус обоих участников торга уравнивается. Кто-то из покупателей приходит сюда в поисках того, что не выставят в интернет-барахолках. Большинством же двигает жадность. Здоровое по своей природе чувство, не надо его стесняться. Жадность управляет прогрессом. Например, Эдисон изобрел электрическую лампочку исключительно в целях наживы. Но из двух участников торга в выигрыше всегда останется продавец. Иначе зачем он сейчас здесь мерзнет? Только продавец знает, в какую цену ему достался выставленный на картонке лот. И если побывавшая в строительных переделках электродрель оценивается в 30 рублей, то только потому, что накануне была списана в СМУ как выработавшая ресурс и ушла по остаточной стоимости 4 рубля 12 копеек. Но покупатель жаден и будет скакать вокруг предмета торга, пока не добьется скидки рубля в 3.

История, конечно, знает ситуации, когда покупатели на блошиных рынках сказочно богатели. В частности, житель Англии приобрел на барахолке древнюю китайскую вазу за 5 фунтов, а после на аукционе Sotheby’s выручил за нее полтора миллиона. Факты невероятного везения бывают и у нас. У всех на слуху недавний случай, когда пенсионер выторговал на «Поле чудес» обычные, казалось бы, войлочные стельки, а уже на подходе к дому нашел кошелек с 100 рублями. К слову, о деньгах. Они на рынке тоже товар, причем порой стоят много дороже номинала. Вот столичный нумизмат выложил на картонке советские монеты, а на другой картонке написал, что купит такие же. У каждого рожденного в СССР наверняка найдется горстка мелочи. К моменту развала великого и нерушимого она утратила всякую покупательную способность и дорога лишь как память. У меня, например, где-то завалялись несколько 15-копеечных монет. Узнав об этом, нумизмат готов выложить за каждую — внимание! — по 10 рублей, но с условием, что монеты выпущены в промежутке с 1965 по 1975 год.

Получи я подобное предложение лет двадцать назад, летел бы сейчас домой, чтобы успеть вернуться к нумизмату до закрытия рынка.

Сегодня от необдуманных поступков избавляет Интернет. Он в два клика сообщает, что 15-копеечные монеты в указанный период выпускались ограниченным тиражом, поэтому оцениваются от 2 тысяч до 16 тысяч российских рублей. При хорошей сохранности цена вырастает многократно. Так что, прочитав эту заметку, поскребите по сусекам. Возможно, через минуту вы почувствуете себя разбогатевшим Буратино безо всякого «Поля чудес».