Я здесь живу

Сделать вид

минск, зима

Не зря архитектуру называют застывшей музыкой. Здесь, как и во всякой партии, важны точные сочетания звуков, выдержанный ритм и никакой фальши

В последнее десятилетие наш город прирос множеством оригинальных зданий, которые стали его украшением, подчеркнули столичный статус. Сами по себе эти строения хороши. Но все ли вписываются в существующий ансамбль застройки?

Минск всегда ценили за целостность архитектурных комплексов. Проспект Независимости с его уникальной сталинской архитектурой — претендент на место в списке мирового наследия ЮНЕСКО как стилистически единая магистраль, настоящий музей эпохи. Проспект Победителей с ритмом узнаваемых зданий 1980-х годов и здесь же комплекс жилых разноуровневых высоток у музея истории Великой Отечественной (кстати, лауреат Ленинской премии). Даже индустриальный Партизанский проспект с панельными зданиями имеет свой узнаваемый образ. Когда-то эти городские магистрали задумывались как единые архитектурные ансамбли. Но всегда ли здесь место высоткам из стекла и бетона или ярким фасадам магазинов? Не добавят ли современные аккорды и ритмы сумбур в эти классические партии? Типичный пример — ярко-красный торговый центр в районе Национальной библиотеки. Не уверен, что сие строение гармонично вписалось в сложившуюся городскую среду через дорогу от жилого района Восток, некогда одной из визитных карточек Минска. Даже зеркальные фасады соседних зданий выглядят более уместно. Спорный цвет и у другого торгового центра — самого большого в столице — в этом году его обещают открыть недалеко от площади Государственного флага.

Я вовсе не против современных зданий, смелых идей и дерзких проектов. Но все должно быть к месту. Ведь уважающий себя человек не наденет к классическому костюму кроссовки. Район бывшего аэропорта, на мой взгляд, — прекрасная площадка для архитектурных экспериментов. А вот с футуристичными фасадами в исторической части города в объятиях сталинского ампира надо бы поосторожнее! Здание университета на Привокзальной площади, бизнес-центр у Дворца Республики не самые удачные примеры смешения стилей.

Профессия архитектора сродни ремеслу хирурга: любое непрофессиональное вмешательство может оказаться фатальным. Особая осторожность — исторически сложившийся центр города. Здесь главный принцип уж точно гиппократовский: не навреди. А как быть с современными магистралями, образ которых только формируется? Например, фактически новый проспект Дзержинского. Как сделать эту важную городскую магистраль стильной и узнаваемой? Важно не упустить момент и вовремя настроить тот самый архитектурный оркестр.

Любой стиль определяют детали. Даже стильные мелочи могут значительно преобразить городскую среду. Взять хотя бы высотное строительство — тенденцию последних лет. Пожалуй, для столичного города это верное решение. 100-метровые небоскребы в Минске уже не в диковинку. Но все ли из них могут похвастаться неповторимым обликом? По-моему, большинство наших высоток, как братья-близнецы, одеты в стекло и металл. Они современные и функциональные, но безликие.

А ведь может быть по-другому! Неплохой была идея строительства самого высокого здания в Беларуси в виде аиста с расправленными крыльями, стремящегося ввысь. Он должен был украсить новый район на месте бывшего аэропорта. Похоже, оригинальный проект так и останется на бумаге. Пока…

Если совсем откровенно, то минской архитектуре не хватает своих белорусских мотивов. Почему бы те же стеклянные гиганты не украсить ажурным орнаментом в национальном стиле, как это принято в восточных странах? Или мозаика — незаслуженно подзабытый фирменный бренд Минска. Фасады высоток у станции метро «Восток», панно на гостинице «Турист», оригинальный вход в научный институт на «Фрунзенской» — прекрасные примеры из советского прошлого. Когда-то в том числе они определяли аутентичный образ нашей столицы.

Невозможно не любить Минск. И очень важно сохранить лицо этого большого и в то же время спокойного города. Столица требует немного шика. Поэтому давайте дарить ей стильные наряды и модные аксессуары. Какие именно? Свое слово должны сказать архитекторы. Ведь встречают, как говорится, по одежке, сделанной по уму.