Владимир Пичета — один из создателей и первый ректор БГУ. А что еще мы знаем о нем
«Почему в Минске до сих пор нет улицы имени Владимира Пичеты? В чем он провинился?» — такие вопросы неоднократно задавали автору этих строк студенты исторических факультетов Белорусского государственного университета и Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. И мне каждый раз очень трудно было ответить им.
Пичета — ученый с мировым именем, российский, советский (и можно добавить — белорусский) историк, автор 516 печатных работ, из которых более 150 — по истории Беларуси. Его научные исторические труды посвящены также России, Литве, Польше, Болгарии, Сербии, Чехии и Словакии, межславянским связям. Причем большинство исследований и сегодня не потеряли своей научной ценности. Именно Пичета в 1920-е годы первым отказался от термина «Литовско-Русское государство», заменив его сначала на «Литовско-Белорусское государство», а впоследствии на «Великое княжество Литовское». В его послужном списке множество титулов и званий: доктор исторических наук, академик, первый и единственный заслуженный профессор БССР, депутат Мингорсовета…
Малая родина Владимира Ивановича — украинский город Полтава. Здесь 9 (21) октября 1878 года он родился. Родители — герцеговинский серб Йован (Иван) Христофорович Пичета и дочь чиновника киевской Казенной палаты Мария Григорьевна Григоренко. Иван Христофорович — кандидат богословия, преподавал в Полтавской духовной семинарии. В феврале 1888-го его назначили ректором Витебской духовной семинарии, и семья переехала на белорусскую землю. Так что детство Владимира Пичеты связано и с Витебском. Он учился в самом престижном среднем общеобразовательном учебном заведении города — Александровской мужской гимназии. Через много лет, в 1931 году, в своих воспоминаниях Владимир Иванович напишет: «Витебская гимназия не оставила во мне неприятного впечатления… Одно короткое белорусское лето мы прожили около Витебска в деревне (Селюта)…
В августе 1890-го семья вернулась в Полтаву. Отец стал ректором духовной семинарии, а сын продолжил обучение в местной гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Научным руководителем его дипломной (тогда называвшейся кандидатской) работы «Юрий Крижанич в Московском государстве» стал выдающийся российский историк Владимир Ключевский. Защитился Пичета на отлично, еще через 2 года сдал магистерский экзамен и 5 мая 1910-го был утвержден в звании приват-доцента Московского университета. Однако его преподавательская деятельность продолжалась недолго. В феврале 1911 года вместе с группой профессоров и приват-доцентов Пичета ушел из университета в знак протеста против назначения министром народного просвещения Российской империи реакционера Кассо.
Октябрьскую революцию он принял сразу. Преподавал в Московском университете. В марте 1918 года за второй том монографии «Аграрная реформа Сигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве» Пичете была присвоена степень доктора русской истории.
А в 1920-м произошли события, определившие дальнейший жизненный путь ученого. 11 июля Минск был освобожден от польских войск. И через 15 дней возобновили свою работу, начатую в 1919 году, Минская и Московская комиссии по организации Белорусского государственного университета. По предложению правительства БССР Московскую комиссию с октября возглавил именно Пичета. 27 декабря 1920 года он прибыл в Минск, где вместе с местными коллегами приступил к работе по созданию БГУ. 8 июля 1921-го решением ЦИК и Совнаркома БССР Владимира Ивановича назначили ректором Белорусского государственного университета.
Пичета принял самое активное участие в создании Института белорусской культуры. Именно он предложил идею развития и проект его устава как в первую очередь научно-исследовательского учреждения. Владимир Иванович был организатором и с 1924 года возглавил историко-археологическую секцию Инбелкульта. С именем Пичеты связано становление белорусской советской исторической науки. Темы его исследований — этногенез белорусского народа, история белорусских городов, археология и краеведение, история белорусского языка и литературы, скориноведение. Так, в феврале 1925 года Владимир Иванович вместе с заведующим Белорусской государственной и университетской библиотекой Симановским написал письмо в ЦИК БССР. В нем сообщалось об отсутствии в республике старопечатных белорусских изданий.
«… Во многих старых книгохранилищах СССР имеется немалое количество этих изданий не в одном, но в нескольких экземплярах. Значительная часть этих экземпляров была в свое время вывезена из пределов Белоруссии, из которой вообще систематически изымались культурные ценности и которая, благодаря этому, их в настоящее время совершенно лишена, — отмечалось в письме. — …Белорусский государственный университет просит ЦИК БССР войти с представлением в ЦИК СССР об издании постановления, обязующего союзные книгохранилища выделить в одном экземпляре имеющиеся у них дублеты произведений старинной белорусской печати (издание в пределах этнографической Белоруссии или на так называемом западнорусском языке) и передать в Белорусскую государственную и университетскую библиотеку».
Много времени и сил отдавал Владимир Иванович подготовке национальных научных кадров. По его предложению Совнарком утвердил «Положение о научных работниках высших учебных заведений и научных учреждений БССР». На основе этого документа в 1927 году в БГУ была открыта аспирантура. Участвовал Пичета в создании Белорусской академии наук и стал одним из ее первых академиков.
Начало 1930-х — трагическое время для советской науки. Репрессии. Сфабрикованное ОГПУ против группы ученых и краеведов в Ленинграде, где тогда находилась Академия наук СССР, так называемое Академическое дело, коснулось и Белоруссии. В октябре 1929 года во время перевыборов правления БГУ ректора Пичету по указанию ЦК КП(б)Б не переизбрали на новый срок, а затем он был снят со всех занимаемых постов. 13 сентября 1930-го Владимира Ивановича арестовали в его квартире в Минске на улице Советской. 16 августа 1931-го он был осужден по ст. 58, п. 11 Уголовного кодекса РСФСР к высылке в Вятку на 5 лет.
Почти полвека назад автор этих строк, будучи аспирантом Института истории АН БССР, во время работы над кандидатской диссертацией о жизни и деятельности Пичеты встретился в Москве с женой Владимира Ивановича Александрой Петровной Пичета (Соборовой). Вот что она рассказала:
— В июне 1934 года министр иностранных дел Чехословакии Эдуард Бенеш посетил Москву. Во время встречи со Сталиным на вопрос, что министр хотел бы видеть в СССР, с кем пообщаться, Бенеш ответил: «Я хотел бы встретиться с известным ученым-славистом, профессором Пичетой, а то ходят слухи, что он арестован и его даже нет в живых». По приказу Сталина сотрудники ОГПУ на самолете доставили Владимира Ивановича из Вятки в Москву, вручили фальшивое удостоверение члена-корреспондента АН СССР и представили Бенешу. После возвращения в Прагу министр рассказал, что встречался с Пичетой и заявил: «Слухи о его аресте и гибели, к счастью, не подтвердились».
Увы, скорее всего, память немного подвела Александру Петровну. Российский историк Ю. Иванов, не ставя под сомнение возможность вмешательства Бенеша, на основании архивных материалов предположил, что министр иностранных дел Чехословакии был в СССР не летом 1934-го, а в июне 1935-го. Пичету же освободили чуть раньше — 26 апреля.
Он переехал в Москву и возобновил научно-преподавательскую деятельность. С 1937 года работал старшим научным сотрудником Института истории АН СССР, а с 1938-го — профессором Московского педагогического института и МГУ. В 1939-м был избран членом-корреспондентом, а в 1946-м — академиком АН СССР. В 1940 году Пичету восстановили в звании академика АН БССР.
В Белгосуниверситете хранят благодарную память о своем первом ректоре. Уже четверть века проводится конкурс на соискание премии имени В. И. Пичеты в области социальных и гуманитарных наук, и присуждают ее только ученым из БГУ. В 2011 году в Минске в честь ученого была открыта мемориальная доска. Одной из лучших аудиторий истфака БГУ — № 45 — присвоено имя Владимира Ивановича. Автор этих строк гордится, что там хранится его кандидатская диссертация о жизни и деятельности этого уникального ученого. Безусловно, достоин Пичета и того, чтобы его именем назвали улицу в столице нашей страны.
Эммануил Иоффе, профессор БГПУ имени М. Танка, доктор исторических наук