О клиентах, которые становятся персонажами книг, и об искусстве себя удивлять — парикмахер и писатель Сергей Календа
Несколько лет назад я услышала от коллеги о Сергее как о прозаике, талантливом молодом авторе, и с интересом прочла несколько его произведений. А недавно приятельница рассказала мне о нем как о замечательном парикмахере. Оказалось, речь идет об одном человеке, который к 33 годам на таких разных поприщах сумел сделать себе имя.
Ранний старт
— У вас уже изданы 8 книг. С какого возраста отсчитываете свой писательский стаж?
— Сочинять начал рано. Мне нравилось создавать вымышленный мир и укрываться в нем. В школьные годы занимался эпигонством, подражал С. Кингу, К. Саймаку и Р. Желязному, творчество которых очень любил. Во время учебы в БГУ на пару с другом увлекся литературой декадентов, битников и тоже пробовал писать подобные произведения. Мой авторский дебют случился в одном из интернет-журналов. Начинал на русском языке, но потом перешел на белорусский. С тех пор что-то пишу, не переставая. Называть себя писателем мне неловко, это кажется чересчур ответственным. Я еще пока ищу себя.
— Вы окончили факультет международных отношений, а работаете в парикмахерском бизнесе. С чем связан такой выбор?
— Будучи в 9-м классе, записался на парикмахерские курсы, чтобы получить специальность и начать самостоятельно зарабатывать. Занимался в музыкальной школе по классу кларнета, так что пальцы были разработаны и оказались готовы к такой профессии. В выпускном классе официально устроился в салон красоты. Это позволило мне оплачивать учебу в БГУ, а позже даже снять квартиру. Пробовал себя и на других профессиональных поприщах: трудился в кредитном отделе банка, преподавал в школе белорусский язык и литературу, но вернулся в салон. Сегодня я не только имею дело с клиентами, но как тренер преподаю основы парикмахерского мастерства, провожу семинары и мастер-классы, работаю на неделях моды.
— Книги пишете в свободное время?
— Жить только литературным трудом мало кому удается. Элоиза Пашкевич (Цётка) работала массажисткой, Антон Павлович Чехов — врачом. Конечно, можно писать на заказ и так решать финансовые проблемы. Пару раз к этому прибегал. Порой меня выручают литературные стипендии: могу позволить себе оставить парикмахерский бизнес и на месяц уехать куда-нибудь воплощать свои замыслы.
Переломный момент
— Ваш роман «Падарожжа на край ложка» отличает поразительная откровенность, даже исповедальность. Трудно было обнародовать историю болезни мамы, свои переживания? Не опасались неадекватной читательской реакции?
— Эта книга стала своеобразной психотерапией для меня. Не мог ее не написать. Больше всего волновало, как отреагирует на роман младший брат. К счастью, он все понял и ни за что меня не осудил.
— Откуда черпаете сюжеты своих произведений?
— Для меня важно обогащать личный жизненный опыт, расширять гамму испытанных чувств, а не узнавать о них только из прочитанного и услышанного от других. Тогда чувствую большую уверенность. Например, когда работал над повестью «Часам панкі памiраюць», то брал интервью у друзей, привлекал читателей. Мне хотелось поэкспериментировать с формой, жанрами, создать книгу для своего современника — динамичную и эклектичную.
— Есть ли у вас жанр-фаворит?
— 6 лет с удовольствием работаю в жанре кидалт-историй (литература для взрослых детей). На мой взгляд, они интересны и понятны и взрослым, и современным детям. Еще очень привлекают мистика и готика.
— Для вас важно вдохновение?
— Никогда не жду его. Для меня профессионализм означает регулярный труд.
— Какие ваши герои наиболее близки вам по духу?
— Часто помещаю героев в пограничные, переломные ситуации. Именно в такие моменты личность раскрывается наиболее полно, в ней обнаруживаются порой совершенно неожиданные стороны, проявляются нехарактерные качества.
Белорусской литературе не хватает читателя
— Чувствуете ли себя своим в литературном сообществе? Есть ли у вас единомышленники?
— Дружу со многими литераторами. Мне дороги советы и поддержка, например, Владимира Орлова, Адама Глобуса, Альгерда Бахаревича.
— Современную белорусскую литературу можно назвать европейской? Или она все-таки развивается изолированно и довольно специфична по тематике и форме?
— Белорусской современной литературе не хватает читателя. На самом деле она многообразна и интересна и по тематике, и по жанрам. Современные прозаики и поэты не только пишут о войне и сельской жизни, они отражают сложную палитру нашего времени, настроений, предпочтений. Есть очень талантливые глубокие авторы. Искренне верю в будущее отечественной литературы.
Сюжет от клиента
— Ваша работа помогает находить персонажей для произведений?
— Конечно. Я стригу, крашу клиентов, при этом узнаю их предпочтения. Они иногда делятся своими историями. Вообще парикмахерское искусство и литература — не настолько разные профессии, как может показаться. Литература дарит возможность создать свой мир, путешествовать без границ. Работа с людьми позволяет увидеть и понять, насколько мир многогранный.
— Сергей, должно быть, вы, как никто другой, знаете, чего хотят мужчины и женщины?
— Нет, что вы! Люди такие непредсказуемые. Иногда приходят мужчины с очень высокими требованиями к своему внешнему виду, а есть женщины, которые совершенно не заморачиваются на этот счет. Есть очень семейные представители сильного пола, и, наоборот, убежденные холостячки, которые не хотят себя связывать узами брака.
— А клиенты знают, что вы писатель? Это подогревает к себе интерес?
— Некоторые в курсе, что я пишу. Но каждого, кто садится в кресло стричься, я, конечно, не информирую о своем творчестве и не рекламирую им свои книги.
Удивить себя самого
— Где конкуренция сильнее — в литературе или парикмахерском бизнесе?
— Она есть везде. Просто в литературе конкуренция менее четко выражена, это очень субъективная сфера, у каждого автора свой круг читателей и поклонников.
— По-прежнему играете на кларнете?
— Нет, сейчас люблю барабанить.
— Признайтесь: пробуете себя в разных жанрах, на разных поприщах в силу творческой жадности?
— У меня такой темперамент — не могу стоять на месте, нужно что-то делать, развиваться. Легко балансирую между серьезной, жесткой литературой и сказками, между писательством и работой в индустрии красоты. Мне интересно искать, пробовать, осваивать и открывать что-то новое, постоянно удивлять самого себя.
— Чем в последний раз себя удивили?
— Поборол-таки страх воды и научился плавать.
— Чего хочется от жизни сегодня?
— Иметь собственный салон, который был бы одновременно парикмахерским и немного литературным.
Сергей Календа (также пишет под псевдонимом Александр Бацкель) окончил факультет международных отношений БГУ. Автор книг «Помнік атручаным людзям», «Іржавы пакой з белымі шпалерамі», «Трохлітровая проза», «Усё ўлічана. All Inclusivе», «Падарожжа на край ложка» (роман вошел в финал литературной премии имени Ежи Гедройца в 2016-м), «Часам панкі паміраюць» и других.