Коллективный портрет

Встали у руля

Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе

Воспитанникам этого учебного заведения не нужно особо задумываться о будущем месте работы. Работодатели их ждут

Артем Рыбак, директор филиала «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» УО «Республиканский институт профессионального образования»:

Артем Рыбак— Сам я выпускник этого учреждения. По совету товарищей пришел сюда учиться, о чём ни минуты не сожалею. Учебное заведение первым в Советском Союзе начало подготовку наладчиков станков с программным управлением. Распределен был на МТЗ. На радостях пришел в колледж поговорить со своим мастером 

и узнал: он собрался уходить и предложил занять его место. Я согласился и 3 года проработал мастером. Под моим началом были токарное и фрезерное дело, работа с ЧПУ, мехатроника. Одновременно продолжал учиться. На машиностроительном факультете БНТУ получил специальность инженера-механика, а в Республиканском институте профессионального образования (РИПО) — менеджера в системе образования. Мне предложили возглавить колледж. Так что 10 лет назад был выпускником, а теперь — директор. В чем плюсы такой ситуации? Человеку со стороны приходится тратить много времени, чтобы познакомиться с коллективом, учебным процессом. Я же знаю все достоинства и больные места учебного заведения. Знаю каждого работника, его потенциал. В то же время в силу собственного возраста понимаю интересы подростков, их видение мира.

Сегодня мы разрабатываем программы под  новые специальности. В мае к нам прибудет оборудование для двух новых учебных классов. Один из них станет полностью роботизированным: с полноценным производственным циклом, автоматизированным складом и роботами, которые будут перемещаться между станками и участками. На человека возложат только функции управленца, программиста и ремонтника на случай поломок или аварий.

Оксана Макаревич, председатель профсоюзного комитета, преподаватель иностранного языка:

Оксана Макаревич— Раньше наш профсоюз был объединённый — и преподавателей, и студентов. Но так как в колледже 650 учащихся и 240 учителей, мастеров и административных работников, мы создали цеховую студенческую организацию, чтобы легче было управляться с документацией.

 Профсоюз — незнакомая подросткам организация. И это очень влияет на учащихся, повышает чувство ответственности, придаёт серьезность. Ведь ребята решают проблемы вместе с преподавателями, их голос равен голосу директора.

Для молодых есть и бонусы. Учащиеся до 18 лет могут ездить в санатории бесплатно. Для тех, кто старше, за путёвку надо внести 25 % её стоимости. Для иногородних у нас есть общежитие. Коллективным договором преду­смотрены помощь ветеранам, забота о сотрудниках. Мы проводим вечера, сами шьём к ним костюмы, участвуем в спартакиадах. 

Марина Языченко, преподаватель физики, астрономии и электротехники:

Марина Языченко— Начала здесь работать в 1983 году по окончании физфака БГУ. Тогда только открыли ­158-е училище. В первых наборах учащихся преобладали иногородние. У них оказался большой интерес к учёбе, хотя профессии были простые — контролеры ОТК и слесари механосборочных работ. Сейчас у ребят, на мой взгляд, мотивация слабее. Но есть и сильные парни, с которыми занимаюсь с особым удовольствием.

Со временем менялись статус учебного заведения, требования к преподаванию. Лет 15 назад Аркадий Ханонович Шкляр, возглавлявший в те годы РИПО, позвал меня и предложил изучать ­новые технологии. Мы были в стране начинателями мехатроники, первыми разрабатывали программу непрерывного обучения — училище, техникум, вуз.

С 2008 года колледж выпускает мехатроников. Одно время на эту специальность принимали только после 11-го класса, но потом пришли к выводу, что лучше 4 года готовить тех, кто окончил 9 классов. Ребята работают на современных станках лучших мировых производителей, знают программирование. Вдобавок у них есть возможность приобрести специальности фрезеровщика и токаря. А на 3-м курсе можно получить и третью — автослесаря. 

Мехатроника — новая область науки и техники, суть которой в создании и эксплуатации машин и систем с компьютерным управлением движением. Сочетает в себе знания в сфере механики, электроники и микропроцессорной техники, гидропневмоавтоматики и компьютерного управления движением машин и агрегатов.

Артем Новиков, второкурсник, участник конкурса «100 идей для Беларуси»:

Артем Новиков— Третий раз участвую в акции «100 идей для Беларуси». Нынешняя идея связана с мехатроникой. Изготовлением комплектующих для мехатронных станций сего­дня занимается Германия. Я нашел замену немецкому контроллеру, который по функционалу такой же. Но если зарубежный стоит 2 тысячи евро, то мой в 10  раз дешевле. Чтобы о нём заявить, пошел на конкурс «100 идей для Беларуси». Здесь важны не только победа, но и знакомство с людьми, которые могут дать советы для дальнейшего развития, инвестировать в проект. Городской этап уже пройден, моя работа отобрана для участия в респуб­ликанском конкурсе.

Максим Горохов и Кирилл Шидловский, будущие мехатроники, учащиеся 3-го курса, участники конкурсов WorldSkills в Санкт-Петербурге, Минске и Екатеринбурге:

Кирилл: На первом WorldSkills мы чувствовали себя не очень уверенно перед более опытными конкурсантами. Они на предприятиях лет по 5 работают, а мы только учимся. Понимали, что перед нами асы, но решили: как будет, так и будет. В общем, старались.

Максим: Второе место заняли на Евразийском конкурсе, где соревновались представители Беларуси, Китая, Казахстана и России. Принцип такой: нам дают детали, схему и задание. Надо собрать изделие так, чтобы оно крепко стояло, работало и выглядело прилично. Один член команды занят сборкой, другой должен прибор запрограммировать.

Кирилл: К состязаниям готовимся усиленно. Дополнительно занимаемся в свободное время сами и с преподавателями. Потому, получив «серебро», прежде всего сказали: «Спасибо, Павел Викторович Синица!» Это наш куратор по мехатронике и тренер.

Максим Горохов и Кирилл Шидловский