Городское хозяйство

Его величество жетон

В советское время во всех метрополитенах СССР средством оплаты проезда были пятикопеечные монеты. Но в 1991-м Союз перестал существовать, каждая республика ввела свои деньги. В России в разное время бросали вместо жетона монеты, в том числе достоинством в несколько рублей. А в Беларуси таких монет не было, только купюры — «белочки», «зайчики», «бобры»…
— С 5-копеечной монетой в метро ездили до 1991 года, — рассказывает начальник службы движения Минского метрополитена Григорий Якимков. — Потом стоимость проезда увеличилась до 20 копеек. Пассажиры бросали четыре пятака, и только тогда загорался зеленый свет. В 1992-м проезд дорожал еще несколько раз. Чтобы пройти на платформу, пассажирам приходилось получать в кассе 15-копеечные, потом 20-копеечные монеты и бросать их несколько штук. Затем стоимость проезда выросла до рубля. А как его бросишь — бумажный-то? Тогда в качестве жетона стали продавать «пятнадцатки» стоимостью в 1 рубль.
Жетоны, какие мы имеем  сейчас, на первой линии начали использоваться с 1 июня 1992 года, а на второй — с 1 июля того же года. Месячный проездной на метро, как и на другие виды общественного транспорта, был тогда бумажным.
Позже появились пластиковые магнитные карточки, а с сентября прошлого года пассажирам начали продавать проездные на основе бесконтактной радиокарты, которые прежде применялись только для служебного пользования. За такими платежными средствами, считают специалисты, будущее.