Культура

Мастер устраивать сцену

Поднять столы в воздух или устроить пожар без огня. В театре он может невозможное. Главный сценограф страны Борис Герлован 25 декабря празднует 75-летие

Белорусский театр трудно представить без Бориса Герлована. Только в Национальном академическом театре им. Я. Купалы, где художник работает уже полвека, им оформлены более семидесяти спектаклей. А между тем — в профессию попал случайно.

— В художественное училище в Кишинев меня повезла учительница, которой нравилось, как я рисовал в школе, — вспоминает Борис Федосеевич. — От министерства культуры Молдавии получил направление в Москву, думал, поступлю во ВГИК, займусь там мультипликацией, но пришлось пойти в армию. Потом попал в Минск, где не было возможности рисовать мультфильмы, выбрал живопись, устроился в ТЮЗ. Мне постоянно говорили, что живописцев много, а нужны сценографы, и на третьем курсе я перевелся на сценографию.

Сегодня можно смело сказать, что в Беларуси есть школа Герлована. Почти 13 лет он передает свое мастерство студентам Белорусской государственной академии искусств. Среди его учеников художники многих белорусских театров — Ольга Мацкевич, Игорь Анисенко, Андрей Меренков, Дарья Волкова и другие.

Творческий почерк Герлована-сценографа легко узнать по фактуре декораций. Это дерево, металл, покрывала, льняные скатерти, ручники.

Борис Герлован — народный художник Беларуси, главный художник Национального академического театра имени Янки Купалы. Лауреат I Национальной театральной премии в номинации «Лучшая работа художника-постановщика» за спектакль «Не мой». За художественное оформление постановок «Порог», «Рядовые» и «Мудромер» удостоен Государственных премий СССР и БССР.

Тонны воды, льющейся во время спектакля «Эрик XIV», висящие в воздухе столы чиновников в «Мудромере», зеркальные иллюзии в «Чичикове», горящая деревня в спектакле «Не мой» — все это впечатляет и поражает воображение. Браво!