Образование

Обучение из правил

11-01-01-21Собственную академию педагогических наук организовал коллектив средней школы № 6

Приглашают к себе известных учителей и ученых читать лекции и проводить мастер-классы, да и сами стали активно делиться опытом.

11-01-02-21В поиске стиля

— Хороший учитель тот, кто не перестает сам учиться, — говорит заместитель директора школы № 6 Алла Федосова. — Сегодня для педагогов проводят большое количество курсов, семинаров, конференций. Мы решили, что основную нагрузку по обучению наших сотрудников будем нести сами. А помогут нам в этом университеты, институт развития образования, учебные центры, соседние школы. Что значит направить учителя на курсы повышения квалификации с отрывом от занятий? Возможно, ученики с другим учителем чего-то недополучат. А когда обучение проводится непосредственно в школе — после уроков, на каникулах, это и удобно, и эффективно. Педагоги вместе изучили ту или иную технологию, каждый опробовал ее на своих уроках, затем посетили занятия друг у друга, после чего оговорили все тонкости ее внедрения.

Три года тому назад коллектив школы приступил к работе над республиканским инновационным проектом «Внедрение модели внутришкольного обучения и развития педагогов по созданию полистилевого образовательного пространства». В группу педагогов-новаторов вошли директор учреждения (она же руководитель проекта) Галина Гетманчук, два заместителя директора — Алла Федосова и Наталья Лаврукевич, 13 педагогов. Научным руководителем проекта стала начальник Центра развития педагогического образования БГПУ имени М. Танка доктор педагогических наук Анна Торхова.

— Индивидуальный стиль обучения детей — социальный заказ общества школе. Чтобы выполнить этот заказ, учитель сам должен обладать личным стилем в обучении и опытом его формирования. Поэтому мы рассматриваем внутри­школьное обучение и развитие педагогов как составную часть системы непрерывного повышения  их квалификации, — отмечает Алла Федосова.

Территория без конфликтов

11-01-03-21В начале работы над инновационным проектом педагоги 6-й школы познакомились с технологией школьной медиации. (Медиация — форма разрешения споров, предполагающая участие в процессе примирения авторитетной нейтральной стороны). В течение года сертифицированные специалисты Центра педагогических технологий БГПУ приходили во время каникул в учреждение, рассказывали учителям о том, как работает школьная медиация. Очень скоро в школе была образована собственная служба примирения, куда вошли ученики и педагоги. Возглавила ее учитель белорусского языка Инна Копко. У службы есть свой кабинет, время приема, даже визитные карточки и символика.

— В чем особенность школьной медиации? Обычно конфликтующие стороны по собственной инициативе идут на контакт. Наши же медиаторы сотрудничают с классными руководителями, социально-психологической службой, которые подсказывают, у каких детей возник конфликт, — поясняет Алла Викторовна. — Затем к поссорившимся корректно обращаются с предложением прийти на встречу. Каждая сторона проговаривает свои требования, высказывает обиды, после чего заключается примирительный договор. В течение месяца участники конфликта должны регулярно приходить в школьную службу медиации и рассказывать, как соблюдают условия договора.

Педагоги и администрация довольны работой школьной службы медиации. Ежедневно у детей случаются неприятные истории: кто-то подножку поставил, портфель спрятал, обозвал… Эти ситуации приходилось разбирать классному руководителю, психологу, социальному педагогу. В сложных случаях ребят даже ставили на внутришкольный учет. Сейчас многие конфликты решает служба медиа­торов, а взрослые порой даже не знают, что в детском коллективе возникали споры. Ребята-медиа­торы знают много игр, направленных на сплочение коллектива, сотрудничество детей, и обучают им учеников начальных классов — своеобразная профилактика возможных конфликтов. С нынешнего учебного года Инна Копко начала рассказывать о методике проведения медиации мамам и папам, в замыс­лах — создать клуб родителей-медиаторов.

Постиг сам — покажи другому

В школе организовано 6 временных творческих коллективов, где педагоги вначале изучают отдельные технологии и методики, а затем учатся их использовать на практике. В роли наставников для своих коллег выступают заместители директора и опытные учителя, все они — участники инновационной группы, сертифицированные специалисты. Например, заместитель директора Наталья Лаврукевич обучает педагогов работе с локальными нормативными документами в соответствии с Кодексом об образовании. Алла Федосова ежегодно готовит более 20 педагогов к сдаче экзамена по использованию информационно-коммуникативных технологий в образовании. Учителя английского языка Елена Буйко и русского языка и литературы Людмила Муравейко делятся опытом создания учебных курсов и преподавания в системе дистанционного обучения Moodle. Все секреты построения логико-

смысловых моделей и умных карт по технологии многомерных дидактических инструментов объясняет коллегам учитель белорусского языка и литературы Наталья Ломако.

Одновременно с республиканским инновационным проектом педагоги 6-й школы включились в общероссийский проект «Школа цифрового века» и благодаря этому получили возможность дистанционного обучения на 10 модульных курсах под общим названием «Навыки профессиональной и личной эффективности». Каждый учитель имеет свой код доступа к персональному кабинету в Интернете, куда ежемесячно приходят учебные курсы. Тематика самая разная: «Искусство договариваться», «Стресс-менедж­мент», «Управление имиджем», «Наследственность и воспитание», «Профессиональное выгорание». При появлении нового курса организуется онлайн-конференция с его автором-разработчиком — при желании можно стать ее участником. Каждый сам определяет для себя, какой курс осваивать. При условии успешного его прохождения педагогу вручается сертификат.

— Процесс обучения очень заразительный. В коллективе возникла даже своеобразная конкуренция — кто получит больше сертификатов. У некоторых их уже около 10. Всего за это время наши учителя на модульных курсах «Навыки профессиональной и личной эффективности» заработали 42 сертификата, — отметила Алла Федосова.

Какой результат работы внут­ришкольной академии педагогических наук? У учителей повысилась мотивация к труду, и, как следствие, у учеников возрос интерес к обучению. Почти половина педагогов получили сертификаты пользователей информационных технологий в образовании, 10 человек — по созданию учебных курсов и преподаванию в системе дистанционного обучения Moodle, 12 освоили курс «Когнитивная мобильность педагога» и еще 12 учителей и 5 учащихся прошли курс «Школьная медиация». Разработано положение и организована «Школьная служба примирения», успешно ведется дистанционная подготовка учащихся к экзаменам по английскому и русскому языкам. Учителя также стали активно печатать свои наработки в профильных СМИ, выступать на конференциях, заниматься научной работой.

Когда обучение педагогов проводится непосредственно в школе — после уроков, на каникулах, это и удобно, и эффективно. Педагоги вместе изучили ту или иную технологию, каждый опробовал ее на своих уроках, затем посетили занятия друг у друга, после чего оговорили все тонкости ее внедрения.