Территория закона

На всякий пожарный

12-01 Существует ли для эксперта понятие «всё сгорело», какими под микроскопом предстают следы короткого замыкания и все ли случаи возгораний авто изучены, наш корреспондент узнал в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по городу Минску 

12-01
На месте пожара эксперт ищет следы паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

Помощь экспертов нужна в тех случаях, когда обстоятельства случившегося неочевидны. Например, без нее не обойтись при расследовании уголовных дел, связанных с пожарами.

— Вопросы, которые исходя из конкретного происшествия нам ставят органы дознания, следствия или суд, сводятся к установлению очага и причины возгорания, условий его возникновения и протекания. Также они касаются времени, путей распространения огня и продуктов горения, — рассказал главный эксперт отдела специальных экспертиз УГКСЭ по Минску Александр Балобан.

По его словам, в идеале эксперт должен побывать на месте чрезвычайной ситуации, но это не всегда удается. Иногда приходится работать по материалам дознания — с собранной о ЧС информации. В помощь специалисту — фотоснимки, схема пожара, объяснения очевидцев, протокол осмотра места происшествия, где описывается картина случившегося, указываются участки наименьших и наибольших повреждений, то, что уцелело, места изъятия объектов.

По горящим следам

В начале 2014 года случился пожар в магазине на проспекте Победителей недалеко от Дворца спорта. Многое о происшествии удалось узнать благодаря системе видеонаблюдения. Возгорание произошло утром в холодном цеху, где пол, стены обложены керамической плиткой, а из обстановки — металлические столы да холодильное и морозильное оборудование. Возле него пос­ле короткого замыкания пламя и разгорелось — камера видеонаблюдения запечатлела вспышки, похожие на всполохи сварки.

— Когда под подозрение попадают электрические проводники, найденные на месте происшествия, их фрагменты изучаем в лаборатории. Особое внимание — участкам с оплавлениями. Готовим металл для исследования и помещаем образцы под микроскоп. Рассмат­риваем структуру меди, по характерному рисунку определяем: короткое замыкание произошло до пожара и могло привести к нему или стало его следствием, — продолжил Александр Балобан.

В случае с магазином эксперты сделали вывод: возгорание случилось из-за теплового проявления электрического тока в месте установки холодильника и морозильника.

Главный эксперт обратил внимание на то, что обнаружение на пепелище электроприбора с признаками короткого замыкания еще ничего не значит:

— Мы сопоставляем многие факторы. Например, была ли техника включена в электрическую сеть, как вообще попала в помещение. Возможно, давно испорченное устройство хозяин жилья просто хранил в квартире: авось в хозяйстве пригодится. А истинная причина пожара в чем-то другом.
Пару лет назад Александру Балобану довелось выезжать в частный сектор в границах улиц Брестской и Лейтенанта Кижеватова. Здесь под утро сгорел дом. Погибли мать и ее взрослая дочь. Потенциальных источников возгорания в жилище хватало: три холодильника, газовая плита, обогреватель. Очаг пожара обнаружили в комнате, где на момент пожара постоянно никто не проживал.

— Отсюда из-под крыши изначально шел дым. Здесь же имелись следы наибольших термических повреждений: в частности толстые деревянные балки огонь уничтожил полностью, хотя в других частях дома перекрытия только обгорели. Следствие тогда исключило версию поджога. Бытовая техника тоже оказалась вне подозрений, — рассказал главный эксперт.

По его словам, результаты обследования места пожара и анализ обстоятельств происшествия указывали на то, что его причиной стал занесенный источник открытого огня. Косвенно это подтверждала информация, полученная от родных погибших: дочь курила, в том числе в комнате, откуда и стал распространяться огонь. Тогда не удалось выяснить, зажженная ли спичка или непотушенная сигарета привела к трагедии. Их, если они и были, уничтожил огонь.

Результат экспертного исследования механизма возникновения и развития пожара служит основанием для правовой оценки доказательств.

 

— Вместе с тем для эксперта нет понятия «всё сгорело». Остаются хоть какие-то материальные объекты. К тому же в Минске подраз­деления МЧС прибывают оперативно и ликвидируют возгорания, которые зачастую имеют локальный характер, — отметил Александр Балобан.

Он привел такой пример: даже из останков сгоревшего авто или холодильника можно добыть важную информацию. Существуют инструментальные методы и оборудование для определения длительности температурного воздействия на металл. Где горение происходило дольше, там и очаг. Обнаружив его, можно определять круг возможных причин, постепенно сужая его.

Внутреннее сгорание

— Особенно непросто выяснять причины пожаров в автомобилях. Они сложны в конструктивном исполнении, энергонасыщенны, а еще здесь есть горючие материалы и отсутствуют противопожарные преграды. Мало того, владельцы стремятся дооснастить железных коней всевозможным оборудованием, подключаемым к электросети авто. Аварийный режим работы электрики — частая причина возгораний, — продолжил Александр Балобан.

Еще ЧС нередко происходят из-за разгерметизации топливной сис­темы. Чаще всего в движении: горючее попадает на нагретые части двигателя, выпускного коллектора с последующим воспламенением.

Случаются и поджоги транспортных средств. Однажды на улице Янки Брыля горели сразу пять машин. Обстоятельства пожара экспертам отчасти прояснила запись камеры видеонаблюдения.

— На ней видно, как неизвестный человек будто бы вылил под одно из авто какую-то жидкость. Затем в буквальном смысле приложил к ней руки — вещество воспламенилось. Возможно, он использовал спичку или зажигалку. Качество изображения не позволило разобрать детали, — рассказал представитель УГКСЭ по Минску.

Чтобы пролить свет на происшествие, была назначена комплексная пожарно-техническая и химическая экспертиза.

— Обычно из-под сгоревшей машины не изымаем образцы грунта. Ведь из поврежденных огнем патрубков, шлангов на поверхность в любом случае выльется топливо, технические жидкости. Но тут интуиция подсказала, что стоит исследовать участок асфальта под дизельной машиной, с которой и начался пожар. И действительно, эксперты-химики обнаружили на изъятых объектах бензин. Версия с поджогом окончательно подтвердилась, — добавил собеседник.

Особняком стоят пожары, вызванные ДТП. Работу эксперта усложняют повреждения, полученные машиной при столкновении.

В сентябре 2013 года в аварии на МКАД погибла молодая супружеская пара. Тогда в заднюю часть стоявшей малолитражки врезался грузовик. Легковушку охватило пламя. Выяснилось, что в результате удара воспламенилось горючее из разрушившегося топливного бака. В него вмялись металлические конструкции авто, в том числе часть выпускной системы.

Недавний случай оказался уникальным в практике Александра Балобана и по-настоящему удивил. Изучать пришлось проказы электрики почти нового авто. Возгорание произошло в месте подключения одного из датчиков парктроника — небольшого цилиндра в заднем бампере.

Эксперт не всегда делает категоричные выводы — положительные или отрицательные, есть еще вероятностные. 

Неожиданное коварство про­явила песчано-соляная смесь. Она во время поездок попадала на контакты. Вода из раствора постепенно выпаривалась: этому способствовали оттепели и глушитель, нагревавшийся выхлопными газами. Со временем между разнополярными проводниками образовался соляной мостик.

— Создались условия для протекания по нему тока короткого замыкания. Причем с такой особенностью предохранители в машине не срабатывают. В итоге создававшийся дополнительный нагрев в какой-то момент перешел в возгорание, — продолжил собеседник.

Еще одна ЧС с автомобилем столкнула лбами представителей ряда известных производителей машин, узлов и агрегатов к ним. Специалистам сервисного центра не терпелось узнать, что привело к пожару.

При осмотре сгоревшего авто удалось точно установить: силовой провод при монтаже оказался зажат стальным топливопроводом. Во время езды изоляция перетерлась — произошло короткое замыкание, при котором может создаваться температура в несколько тысяч градусов по Цельсию. Чтобы прожечь исследуемую стальную трубку, достаточно 900 градусов. Кроме того, в продырявленном топливопроводе эксперты обнаружили вкрапления меди.

К чисто технической на первый взгляд проблеме привел все тот же человеческий фактор. Впрочем, вовремя выявлять и устранять огрехи сборки — задача не эксперта, а производителя техники.